Дружба дружбой, а деньги врозь
«Я считаю, что компания, отпускающая продукцию, в частности, строительные материалы, без оплаты по факту отгрузки, рискует понести крупные убытки от контрагента. Вероятность невозврата практически стопроцентна, – говорит Илья Куляев, заместитель коммерческого директора компании-производителя строительных материалов «Альта-Профиль». – Рисковать мы не хотим, поэтому работаем по предоплате. Никакой другой способ не даст гарантии».
Подобным образом предприятия пытаются застраховаться от возможных рисков, связанных с неплатежами. Казалось бы, стратегия эта – проверенная и надежная. Однако если конкуренты не разделяют подобных страхов, то она становится серьезным ограничением для привлечения новых покупателей. Да и на рынках, где отсрочка не является общепринятой практикой, исключения бывают. Например, покупатель, с которым уже существует достаточный опыт сотрудничества, просит отгрузить ему товар с отсрочкой. Отказать в такой ситуации – значит, негативно повлиять на сложившиеся, проверенные временем отношения или даже подтолкнуть своего контрагента в руки конкурента.
Подсчитывать размер упущенных выгод компании не любят, а жаль. По словам Корнелиу Робу, Заместителя Председателя Правления Национальной Факторинговой Компании, предоставление коммерческого кредита покупателям может обеспечить предприятию сильные преимущества на рынке. В подтверждение своих слов эксперт приводит в пример опыт одного из клиентов (производителя оборудования отопления, водоснабжения и канализационных систем). За четыре года сотрудничества с НФК, предлагая большинству своих партнеров значительную отсрочку платежа, в рамках работы по факторингу, фирма привлекла новых покупателей, в том числе – из отдаленных регионов страны. Эффективная клиентская политика дала толчок развитию компании: на данный момент предприятие имеет широкую филиальную сеть (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород). При этом темпы роста объемов продаж компании (с 4,2 млрд. руб./год до 6 млрд. руб./год) опережали темпы роста рынка. Размер чистой прибыли увеличился с 150 млн. до 220 млн. рублей в год.
Душа нараспашку
Однако и позиция ничем не обоснованного доверия к покупателю тоже приводит к потерям. Многие компании в качестве подтверждения надежности рассматривают опыт сотрудничества. По прошествии определенного времени (при условии соблюдения дебитором платежной дисциплины) партнер переходит в ранг «добросовестных», и запрос на предоставление ему отсрочки платежа одобряется. Но практика показывает, что главным критерием остается не продолжительность сотрудничества, а финансовое состояние контрагента, которое, надо заметить, может измениться в самые короткие сроки.
Возвращаясь к своему примеру, Корнелиу Робу демонстрирует масштаб возможных убытков. «Наш клиент использует продукт «Факторинг-Гарант», по сути, это поручительство за конкретного покупателя, в чью пользу осуществляется отгрузка с отсрочкой платежа. В случае невыполнения покупателем своих обязательств в течение 120 дней Фактор выплачивает сумму поручительства (и далее взыскивает задолженность самостоятельно). За 4 года сотрудничества с НФК наш клиент получил возмещение и избежал потерь на сумму 21,5 млн. рублей (примерно 10% от годовой чистой прибыли)», – говорит эксперт.
Чужой бизнес – потемки?
Дает ли компания отсрочку практически любому покупателю или, наоборот, отказывает всем, причина – это отсутствие сформированных подходов к оценке контрагентов. Другими словами, компании не знают, как провести качественный анализ финансовой устойчивости, и не располагают временем для того, чтобы осуществлять его самостоятельно. Один из способов упростить эту задачу – вооружиться специальным программным продуктом, например, «Альт-Финансы», «Audit Expert» и «АФСП». В качестве исходной информации для анализа в них используются данные стандартных форм бухгалтерской отчетности. Эти программы позволяют посмотреть на структуру баланса предприятия, а также его ликвидность, финансовую устойчивость, прибыльность, оборачиваемость, рентабельность, эффективность труда.
Правда, по мнению Ильи Куляева из «Альта-Профиль», качественную оценку контрагентов для компании невозможно провести собственными силами, поскольку те данные, которые находятся в открытом доступе, часто не соответствуют истине. В строительной отрасли очень важна репутация, поэтому фирмы нередко распространяют о себе приукрашенные факты. А бухгалтерский баланс не даст исчерпывающей информации в строительном бизнесе, которым занимается фирма. «Нельзя сказать, что открытые источники дают максимум информации, – соглашается Анна Коняева, руководитель ООО «Центр правового обслуживания». – Но даже из находящейся в свободном доступе первичной информации можно понять немало о контрагенте, нужно только знать, на что обращать внимание».
По словам экспертов, вначале стоит убедиться, действительно ли компания существует и не является ли однодневкой, оформленной на подставных лиц. Для этого Анна Коняева советует сначала запросить информацию от самого контрагента. «Проанализируйте копии устава, где указаны полномочия лиц, подписывающих документы. Затем обратите внимание на выписку ЕГРЮЛ, в которой имеются сведения о дате регистрации фирмы, местонахождении, о лицах, имеющих право подписи, не находится ли фирма в стадии ликвидации либо реорганизации, – рассказывает Анна Коняева. – Если в процессе сбора информации о контрагенте (например, с помощью интернет-ресурсов nalog.ru, valaam-info.ru, vestnik-gosreg.ru) обнаруживается, что существует много организаций с подобным названием и (самое опасное) часть из них уже находится в стадии ликвидации, необходимо сравнить выписки данных юридических лиц. Схожие данные – один и тот же учредитель, местонахождение и т.д. – могут означать, что и ваш контрагент создан лишь на короткое время и скоро может перестать существовать».
По словам Анны Коняевой, при оценке компании мелочей не бывает, и по косвенным признакам также можно понять кое-что о финансовом состоянии организации. К числу таковых она причисляет наличие стационарного телефона у фирмы, интернет-сайта. «Дипломы, сертификаты, достижения компании, включение ее в рейтинги говорят о статусе компании. Вряд ли руководство фирмы-однодневки будет принимать активное участие в общественной жизни, заботиться о репутации предприятия», – приводит пример Анна Коняева.
Как считает Корнелиу Робу, помимо проверки юридической корректности ведения бизнеса, нужна и оценка его реальности, а также прогноз финансового состоянии на будущее. И тут требуется сопоставление информации, которая содержится в отчетности, и существующей деятельности фирмы – для этого необходимо «навестить» партнера. «Безусловно, для большинства компаний выполнять своими силами детальную оценку – очень затратно, особенно если число контрагентов велико, – поясняет эксперт, а в качестве иллюстрации приводит в пример все того же клиента, производителя инженерных систем, для которого НФК, в рамках предоставления услуг по факторингу, оценила покупательскую способность и финансовое состояние более 600 покупателей в разных регионах страны. – Более того, большинство тех же факторинговых компаний не готово на такие расходы. Однако я считаю, что если компания сегодня хочет развиваться, ей придется идти навстречу покупателю, в частности, расширяя число партнеров, работающих с отсрочкой. Именно на данную тенденцию делает ставку НФК, развивая сеть своих представительств, сотрудники которых на месте собирают информацию о каждом покупателе клиента. Детальная оценка финансового состояния контрагента – это та составляющая комплекса услуг по факторингу, позволяющая принимать экспертное решение: кому из покупателей клиента мы готовы предоставить финансирование или поручительство под поставку и на какую сумму».
Резюмируя, эксперты говорят, что оценку покупателя нельзя назвать легкой задачей. Но развитие бизнеса идет по траектории, которая так или иначе приводит к необходимости проводить качественный анализ. В частности, учащающиеся кризисные явления, придающие рынку признаки покупательского, выводят отсрочку платежа в ранг одного из основных инструментов привлечения покупателей. Однако любой шаг должен быть осмысленным. «Чем ближе отрасль находится к конечному потребителю и к непосредственной торговле, тем лучше финансовое состояние ее представителей. Поскольку большое число потребителей повышает гарантии, – дает свою оценку исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. – Таким образом, наиболее актуален вопрос оценки покупательной способности контрагентов для промышленных предприятий. Круг их партнеров ограничен одной областью, что повышает риски». Именно этим, по его словам, обоснован значительный рост спроса на факторинговые услуги. «Отраслей, в которых отсрочка платежа является нормой делового оборота, становится все больше. Мы говорим не только об оптовой торговле и о розничном потреблении, но и о промышленности, о разрабатываемых секторах. При этом если поначалу предоставление отсрочки платежа в новом сегменте является конкурентным преимуществом, то, например, на рынках, где правила диктуют покупатели, такой инструмент становится необходимостью, и тут гарантии и поддержка, которые обеспечивает Фактор, становятся незаменимы», – резюмирует эксперт.
Денис Вонсаровский
Пресс-служба Национальной Факторинговой Компании
Тел.: (495) 669-86-94
e-mail: press@factoring.ru
http://www.factoring.ru
Нужно ли доверять партнерам по бизнесу?
14.11.2011
В отношениях между контрагентами российские предприниматели зачастую придерживаются двух противоположных позиций. Первая – бизнес строится только на доверии. Другая – в бизнесе нельзя никому доверять. Если же перед компанией встает вопрос предоставления отсрочки платежа своим покупателям, то и та, и другая точки зрения могут принести компании немалые потери.