После ухода из России зарубежных брендов кубанские швейные фабрики быстрыми темпами увеличивают производство одежды, на этом фоне заметно растет спрос на импорт тканей и фурнитуры.
Место европейских производителей материалов заняли Турция и Китай, пишут «Ведомости». Так, в первом полугодии 2024 г. легпром Краснодарского края увеличил отгрузку швейной продукции собственного производства на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 2,2 млрд руб. Как отмечают сами игроки рынка, увеличение продиктовано возросшим спросом на местные бренды после ухода западных игроков.
Как рассказала председатель Ассоциации русских дизайнеров, основатель бренда детской одежды Sovana Анна Рожина, для того, чтобы швейная промышленность продолжила развиваться высокими темпами, отечественным производителям нужно облегчить поиск поставщиков сырья.
«С этим у нас есть проблемы, так как тканей и фурнитуры российского производства не хватает. Коммуникацию с зарубежными поставщиками значительно облегчает участие в международных выставках, таких как TEXHIBITION Istanbul в Стамбуле. Это мостик для больших и малых предприятий для заключения договоров не только с Турцией, но и с производителями из других стран, которые также участвуют в выставках», – сказала Рожина.
О нехватке отечественных тканей говорит и руководитель международной выставки индустрии моды «МодаФест» в городе Краснодар Татьяна Орган. «Исторически так сложилось, что мы зависим от зарубежных тканей, и стоимость нашей продукции зависит от цен на эти ткани», – говорит она.
По ее словам, в России значимый объем производства тканей можно отметить лишь в Иваново. Кубанские производители одежды и дизайнеры закупают материалы в основном в странах СНГ, а также в Китае, далее следует Турция, которая завоевывает поставки в более дорогостоящих сегментах.
Эти слова подтверждает владелец и основатель бренда Valide Sultan Наталья Чернявская. «С уходом итальянских представителей текстильной промышленности с российского рынка, люкс сегмент осиротел. Нам приходится искать более открытую к сотрудничеству замену – турецких производителей, которые могут не только поставлять качественные ткани, но и производить их с нашими логотипами, принтами и дать возможность сохранить свою аутентичность», – Наталья подчеркнула Чернявская. Что касается фурнитуры, по словам основателя бренда Valide Sultan на сегодняшний день с поставками в этой нише проблем не наблюдается. Лидерами являются производители из Индии, которые обеспечивают кубанский легпром полудрагоценными камнями и стеклом для вышивки изделий. Значительный объем поставок фурнитуры также приходится на Китай.
«Сотрудничество с зарубежными контрагентами развивается наиактивнейшим образом. Но молодые бренды отягощены выбором между вложением в себя и короткими деньгами, а потому им труднее находить ресурсы для закупки больших объемов ткани, необходимых для запуска производственных масштабов», – отметила Наталья Чернявская.
Еще одной сложностью, мешающей более активному развитию отношений с зарубежными контрагентами, игроки рынка называют проблемы с логистикой и оплатой.
«Еще чуть больше года назад в Турции можно было пользоваться картами «Мир», сейчас уже есть сложности. Несмотря на то, что Турция дружественная страна, даже на нее чувствуется давление», – говорит дизайнер детской одежды Rayan Lep Марджан Каппушева.
Несмотря на возникающие сложности, эксперты отмечают интерес к российскому и кубанскому легпрому не только как к крупному закупщику тканей, но и как к производителю качественной дизайнерской одежды. По словам Рожиной, интерес к производителям Краснодарского края проявляют арабские страны, которые заинтересованы в новых лицах в индустрии fashion и молодых дизайнерах. Также к сотрудничеству с российскими дизайнерами открыта Сербия.
По словам гендиректора Фонда развития Краснодарского края, депутата Красноармейского района региона Ильи Шакалова, участие в международных выставках – это не только возможность найти поставщиков тканей, но и заявить о себе, как о производителе качественной одежды. «Такое участие создает возможность для взаимного продвижения как российских, так и зарубежных компаний. Сегодня обоюдный интерес к нашим дизайнерам есть у Турции, стран СНГ, Африки и Азии. Мы также отрабатываем сотрудничество в направлении Сербии и Боснии и Герцеговины», – сказал Шакалов.
Он добавил, что Краснодарский край очень заинтересован в развитии легпрома, в частности в регионе действует расширенный комплекс мер поддержки этой отрасли. «Это – субсидии из краевого бюджета на модернизацию производств. Специализированные займы с пониженными ставками, которые позволяют предприятиям оперативно закупать сырье, пополнять оборотные средства. Очень востребован эксклюзивный дизайнерский формат одежды, а не только масс-маркет», – отметил Шакалов.
Как добавила Орган, говорить о масштабной экспансии кубанских и отечественных брендов ввиду ограниченного собственного производства тканей пока не приходится. «Мы можем и должны брать преимущество дизайном, лекалами, качеством. Конкурировать не по цене, а быть в рынке и выше», – считает Орган.
На сегодняшний день в Краснодарском крае работает более 100 предприятий легкой промышленности, на которых занято более 4 тысяч человек. В основном это средние и малые предприятия. В 2023 г. на поддержку швейных, текстильных и кожевенных производств направили свыше 230 млн рублей субсидий и льготных займов. По итогам прошлого года относительно уровня 2022 г. объем отгрузки текстиля и одежды увеличился в 1,4 раза, кожи – на 4%.
Важно
- Экспорт продукции российских модных брендов за пять лет вырос на 24%
- Россия остается лидером в производстве синтетических тканей среди стран СНГ
- Страны СНГ разрабатывают концепцию сотрудничества в лёгкой промышленности
- В Ростовской области вырос объем текстильного рынка
- В России продается до 40% поддельной одежды и обуви
Легпром Краснодарского края наращивает сотрудничество с зарубежными контрагентами
23.09.2024