- Пока не впереди планеты всей наша легкая промышленность?
- Начали с провокационного вопроса. Да, пока не впереди, но мы любим нашу отрасль. Я два года ею занимаюсь, отвечаю за нее по поручению министра промышленности и торговли Дениса Валентиновича Мантурова. Во всяком случае, мы добились того, что в отрасли пошло движение вперед с точки зрения и привлечения инвестиций, и открытия новых производств. На одно только производство в городе Шахты Ростовской области 5,5 миллиардов инвестиций по прошлому году – компания "БТК групп", и помимо этого еще есть масса примеров. Но самое главное, что мы заговорили о том, что у нас есть легкая
- То есть пациент скорее жив, чем мертв?
- Я бы подтвердил именно это. Эти слова.
- Основная тема, которую мы договаривались сегодня обсудить - это контрафакт и контрабанда как раз вот в этой области. Я так понимаю, что легкая промышленность российская - она испытывает давление с двух сторон. С одной стороны, понятно, она должна конкурировать с иностранными производителями, с другой стороны - как раз с контрабандой и контрафактом. С двух сторон такое давление идет.
- Да, давление очень мощное. И здесь даже для отрасли непонятно, что важнее или что оказывает наибольшее влияние и является наибольшим вызовом. То, что у нас произошла девальвация национальной валюты. Кто-то же может сказать, что это же хорошо, отечественное же должно развиваться. Но в любом отечественном товаре - достаточно большая импортная составляющая. Например, взять ткани. Хлопок у нас - иностранный. Пока хорошей синтетики своей мы тоже не выпускаем. У нас есть лен, у нас есть камвольные ткани. А ткань – это все-таки основа процесса.
Плюс, безусловно, легкая промышленность как отрасль очень важна для других отраслей в плане межотраслевого взаимодействия - и для медицины, и для строительства, и для авиации. Вот мы были в Германии на одной крупнейшей фабрике по производству оборудования. У нас ведь оборудование для легкой промышленности фактически не производится.
Оно все импортное. И тоже все наши компании, когда они технически перевооружаются, они должны покупать импортные станки и оборудование, и здесь на самом деле пытаться импортозаместиться, наверное, очень сложно, потому что даже в хорошие времена для того, чтобы производить оборудование для легкой промышленности, нужно иметь хороший спрос.
В общем, есть 3-4, может быть,5 крупнейших производителей от Японии до Италии и Германии, которые этот рынок достаточно эффективно контролируют.
- Традиционно причем.
- Да, традиционно. Вот мы были на одной фабрике, она до войны, это фабрика Dornier, она выпускала самолеты для немецкой армии. Это фактически был основной поставщик. После войны союзники им запретили, они перешли на текстильные станки.