Изобретение Ш. м. относится ко 2-й половине 18 в. Характерной особенностью первых Ш. м. было то, что они копировали ручной способ получения стежка. После изобретения Мадерспергером (1814) иглы с ушком у острия ряд исследователей (Фишер, Гиббоне, У. Хант, Э. Хоу и др.) начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. В 1845 Хоу в США получил патент на Ш. м. челночного стежка, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту, при этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии. В машинах Гиббса, И. М. Зингера (1851), А. Вильсона (1850) игле было придано вертикальное положение, а ткань, прижатая лапкой, располагалась на горизонтальной платформе и её продвижение осуществлялось прерывисто движущимся зубчатым колесом, а впоследствии — зубчатой пластинкой (рейкой). Со временем конструкция Ш. м. усложнялась и совершенствовалась, они становились более быстроходными и специализированными. По назначению Ш. м. делятся на стачивающие (одно- или многоигольные), обмёточные, потайного стежка, пуговичные и т.д. Различают также Ш. м. универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям) и специализированные (предназначены для выполнения определённых операций). Последние обычно являются полуавтоматами. В зависимости от вида переплетения нити в стежке Ш. м. подразделяются на 2 подгруппы: машины челночного стежка и цепного стежка. Все Ш. м., входящие в одну подгруппу, имеют много общего как в принципе действия, так и в конструкции рабочих органов. Наибольшее распространение среди Ш. м. универсального типа имеет одноигольная стачивающая машина челночного стежка, основными элементами которой являются механизмы иглы, нитепритягивателя, челнока и двигателя ткани.
Механизм иглы сообщает игле, в ушко которой заправлена нитка, возвратно-поступательное или колебательное движение. В результате осуществляется прокол иглой материала, провод через него верхней нитки и создание у ушка иглы петли. Механизм челнока обеспечивает захват петли, её обвод вокруг шпуледержателя. Механизм нитепритягивателя сматывает нитку с катушки, сдёргивает её с челнока и затягивает стежок. Механизм двигателя ткани передвигает материал на длину стежка. Все механизмы получают движение от главного вала, приводимого во вращение электрическим или механическим приводом. Устройство, габариты, форма, скоростные и др. показатели Ш. м., применяемых в промышленности (например, в швейной), определяются назначением, размером изделий, свойствами материала, его толщиной и т.д. Многие машины оборудованы механизмами для обрезания ткани, высечки зубцов по её краю и др. Ш. м., используемые в быту, также относятся к универсальным машинам челночного стежка. Они обычно, кроме прямолинейной строчки, могут выполнять строчку с зигзагообразно расположенными стежками и применяться для обмётывания срезов тканей, подшивки кружев, аппликаций, отделки изделий. При наличии дополнительно сменяемых приспособлений на этих машинах можно также обмётывать петли, пришивать крючки и пуговицы. Большую группу стачивающих универсальных машин составляют одноигольные машины одно- и особенно двухниточного цепного стежка, дающие более гибкие и растяжимые соединения по сравнению с машинами челночного стежка. Из многоигольных Ш. м. наибольшее применение получили двухигольные, но применяют также трёх-, четырёхигольные и Ш. м., имеющие до 12—14 игл. Последние используются в основном для соединения (стёжки) материалов параллельными строчками.
Для стачивания материала и одновременного обмётывания срезов, а также только для обмётывания края материала с целью его закрепления служат стачивающе-обмёточные машины. Они обычно образуют цепную строчку и особенно широко используются при изготовлении трикотажный изделий, а также изделий из меха. Ш. м., образующие зигзагообразные строчки (см. Зигзаг-машина), применяются для соединения материалов встык, обмётывания среза ткани, стёжки некоторых прокладок, пристрочки кружев, отделки изделий. Машины этой группы образуют простые и сложные строчки с челночным или цепным переплетением ниток. Ш. м., образующие потайную строчку, предназначаются для стёжки подворотников, бортовой прокладки, различных подшивочных работ и др. В этих машинах изогнутая игла движется колебательно по дуге, прокалывая одну ткань насквозь, а вторую (лицевую) — лишь на некоторую глубину, чтобы стежки не были видны с лицевой стороны. Переплетение ниток при этом может быть как челночным, так и цепным.
Пуговичные Ш. м. служат для пришивки плоских пуговиц с 2 и 4 отверстиями, пуговиц с ушком, а также для обвивки стойки пуговицы. Петельные машины не только образуют кромки петель, но и вырезают отверстия требуемых размеров и формы, закрепляют концы прореза, обрезают концы ниток по окончании шитья. Они могут вымётывать прямые петли без закрепок или с 2 закрепками по концам, петли фигурные с глазком, с применением каркасной нити. В вышивальной Ш. м. синхронно работает несколько механизмов иглы, челнока и двигателя ткани, одновременно выполняющих идентичный узор на нескольких полотнах, зажатых в пяльцах. Пяльцы перемещаются одновременно по заданному направлению и на нужное расстояние в соответствии с вышиваемым рисунком. Ш. м. пуговичные, для вымётки петель, вышивальные, закрепочные (см. Закрепочный полуавтомат), а также ряд др. являются полуавтоматическими. Существуют также Ш. м., которые обеспечивают соединение тканей путём сваривания или склеивания.
Лит.: Русаков С. И., Оборудование швейных предприятий, М., 1969; Червяков Ф. И., Сумароков Н. В., Швейные машины, 3 изд., М., 1968.
И. С. Морозовская / Большая советская энциклопедия
Швейная машина
22.01.2010
Швейная машина, машина для соединения (скрепления) или отделки деталей швейных изделий. Ш. м. применяют в швейной, трикотажной, обувной и др. отраслях лёгкой промышленности, а также в быту.