Тезисы выступления статс-секретаря - заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислава Наумова:

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Анализ ситуации с занятостью и кадровым обеспечением отрасли легкой промышленности позволяет в упреждающем режиме оценить эффективность реализации антикризисных мер и программ государственной поддержки в отношении других отраслей. Это связано с тем, что проблемы, которые мы наблюдали в реальном секторе экономики в 2009 году, уже несколько лет назад были актуальны для легкой промышленности. В частности, именно в легкой промышленности еще до возникновения мирового кризиса констатировалась проблема низкой заработной платы работников отрасли и острая необходимость технологической модернизации.

Комплекс проблем отрасли в докризисный период уже содержал в себе проблемы занятости на градообразующих предприятиях, необходимость системного применения мер государственной поддержки с четким пониманием места и перспектив отрасли в рамках промышленной политики страны, проблему стимулирования инвестиционной политики, изменение структуры занятости на предприятиях и связанная с нею необходимость разработки современных программ профессиональной подготовки ввиду взятого ориентира на повышении производительности труда.

Меры, реализуемые в легкой промышленности еще до наступления кризиса (по итогам заседания президиума Госсовета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищённости её работников», Иваново, 20 июня 2008 г.), стали применяться в кризисный период в отношении прочих отраслей. Таким образом, мероприятия, направленные на долгосрочное развитие отрасли, одновременно выступили в качестве антикризисного инструмента.

ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2009 год для отрасли был определен влиянием кризисных явлений в экономике. Вместе с тем, уже в последние месяцы 2009 года темпы падения объемов производства по ряду наименований сократились, а в производстве тканей хлопчатобумажных, шерстяных и льняных, детских товаров, постельного белья, ковров, обуви, сумок зарегистрирован рост по сравнению с декабрем 2008 года.

По итогам пяти месяцев 2010 года можно констатировать, что в отрасли легкой промышленности наблюдается переход к росту. Рост произошел практически по всем позициям товарного производства, составив в текстильном и швейном производстве 121,3%, в производстве одежды 105,8%, производстве обуви 122,9%.

Существенный рост наблюдается в сегменте продукции для детей, в сегменте одежды для беременных и кормящих матерей, что, несомненно, явилось следствием и результатом проводимой государством социальной политики в сфере демографии и поддержки производителей детской продукции (НДС 10%).

СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ОТРАСЛИ

По сравнению с 2007 годом к 2010 году численность работников сократилась в текстильном и швейном производстве на 23,4%, в кожевенно-обувном – на 26,6%.

Данное сокращение объясняется как падением объемов производства в кризисном 2009 году, так и проводимыми предприятиями отрасли модернизацией и техническим перевооружением, которое приводит к повышению производительности труда и сокращению количества вспомогательного персонала. Следует отметить, что основные изменения численности произошли на малых и средних предприятиях.

На сегодняшний день, из 390 тыс. человек, занятых в отрасли легкой промышленности, на  текстильно-швейное производство приходится около 330 тыс. человек, а производстве кожи, изделий из кожи и обуви задействовано 58 тыс. человек. При этом практически на всех предприятиях сохраняется полная занятость основного работающего персонала. На отдельных предприятиях введено неполное рабочее время для специалистов и вспомогательных рабочих.

В связи со стабилизацией ситуации в производстве наметилась тенденция к снижению уровня высвобождаемых работников и набору новых. Так, в апреле в текстильном и швейном производстве по отношению к марту отмечен рост численности на 0,6% (принято на работу около 2000 человек), в кожевенном производстве в апреле по отношению к марту численность работников увеличилась на 0,5% (принято на работу более 300 человек).

Отдельно следует выделить ситуацию на ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат» Ярославской области. В 2010 году численность сотрудников комбината была сокращена на 50% (с 1019 до 515 человек).

Данная ситуация сложилась в связи с падением спроса на изделия старого ассортимента комбината, закрытием ряда вспомогательных нерентабельных участков, прядильного производства (в связи с тем, что покупка китайской пряжи оказалась более выгодной), остановом ряда производственных участков в результате перевода производства из «Трехгорки» на Гаврилов-Ямский льнокомбинат и осуществлением монтажных работ.

Ситуацию с занятостью на предприятиях легкой промышленности Ярославской области планируется улучшить с помощью реализации пилотного проекта «Модернизация и развитие комплекса переработки льна в Ярославской области», реализация которого рассчитана на 7 лет и предусматривает в первый год организацию современной конкурентоспособной прядильной фабрики, а также модернизацию ткацкого и отделочного оборудования для головного предприятия кластера ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат». Все это приведет к росту численности работающих за счет увеличения производства и внедрения нового технологического оборудования.

Отметим также, что в настоящее время на ряде предприятий легкой промышленности даже наметился дефицит рабочих кадров (особенно основных профессий). Это вызвано как оттоком кадров из-за непривлекательных условий труда и невысокой заработной платы, так и естественным процессом старения – большинство работников пенсионного и предпенсионного возраста, при этом приток молодежи в отрасль пока остается незначительным из-за непривлекательных условий труда.

Таким образом, в отрасли существуют два разнонаправленных вектора по кадровой проблеме: сокращение персонала в связи с падением объемов производства в кризисном 2009 году и набирающим силу процессом механизации и автоматизации производственных процессов и второй вектор (противоположного направления) - нехватка рабочих основных и вспомогательных профессий (особенно в крупных городах и областях, близких к ним).

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Прежде чем дать оценку реализации региональных программ на предприятиях легкой промышленности скажу несколько слов об основных мерах по стабилизации ситуации в отрасли и создании предпосылок для ее развития.

Основное направление проводимой работы - создание дополнительных условий для привлечения инвестиций. Основным препятствием для притока инвестиций является незаконное производство и продажа продукции легкой промышленности. Меры по борьбе с контрафактом и контрабандой дали для роста отрасли больший эффект, чем все прочие меры государственной поддержки.

Так, для примера, каждый стандартный контейнер с китайской одеждой стоимостью 14 млн. рублей, проходящий мимо таможни, лишает годовой зарплаты 15 швей. Если посчитать весь объем нелегальной продукции, находящейся на внутреннем рынке, то для его производства можно было бы обеспечить дополнительную официальную занятость до 950 тыс. человек.

Кроме мер борьбы с нелегально произведенной и ввезенной продукцией, на сегодняшний день мы можем говорить и о других мерах государственной поддержки отрасли и главной из них – курсе на техническую и технологическую модернизацию производства:

1.  Практически все технологическое оборудование для предприятий легкой и текстильной промышленности освобождено от ввозных таможенных пошлин;

2.  Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. №372 и от 10 февраля 2010 г. № 100 утвержден Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, освобождаемого от обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. В этот Перечень вошло оборудование для текстильной и легкой промышленности;

3.  Действуют правила предоставления субсидий предприятиям текстильной и легкой промышленности, осуществляющим техническое перевооружение. Механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление технического перевооружения помогает предприятиям ускоренными темпами обновить технологический парк оборудования, начать выпуск конкурентоспособного ассортимента по новым ресурсосберегающим технологиям, и тем самым повысить привлекательность труда;

4.   Начали реализовываться пилотные проекты, которые направлены на техническое перевооружение и модернизацию предприятий отрасли, создание новых инновационных рабочих мест.

РОЛЬ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ОТРАСЛИ

Речь идет о пилотных проектах по модернизации текстильного и льняного производства в Ивановской, Вологодской, Костромской, Волгоградской и Ярославской областях.

Несмотря на то, что в период кризиса предприятия-участники пилотных проектов были вынуждены направлять средства не на модернизацию, а на текущие нужды, первые шаги по реализации некоторых проектов уже сделаны. Так, пилотный проект Вологодской области не только помог сохранить рабочие места на действующем комбинате Вологодский текстиль, но и обеспечить работой сотрудников Красавинского льнокомбината, который ранее был остановлен.

Начало реализации пилотного проекта в Волгоградской области привело к тому, что на 1 июня 2010 года на предприятиях легкой промышленности Волгоградской области наблюдается 100% занятость при восьмичасовом рабочем дне и пятидневной рабочей недели. Задолженность по заработной плате отсутствует.

По нашему мнению, именно на пилотных проектах необходимо концентрировать ресурсы соответствующих региональных программ, с целью развития человеческого капитала для нужд отрасли.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В целях обеспечения условий для долгосрочного развития отрасли Минпромторгом России (во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) разработана и утверждена Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года.

В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, техническому перевооружению и развитию отраслевой науки, импортозамещению и увеличению экспорта, обеспечению отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.

Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспособность российских компаний, увеличить долю инновационной продукции, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля товаров отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50%, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту (товарный знак, полезная модель) - не менее 46% объема производимой легкой промышленностью продукции. Это будет способствовать обеспечению экономической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.

Без роста производительности труда и оборудования, который можно достичь только проведением технического перевооружения и модернизации, невозможно повышать заработную плату, и, соответственно, невозможно привлекать на работу квалифицированные инженерно-технические кадры.

В утвержденной Стратегии развития легкой промышленности Российской Федерации до 2020 года заложен опережающий рост производительности труда (в 3,8 раз) по сравнению с темпами роста уровня его оплаты, т.е. соблюдение главного принципа экономики. Среднемесячная заработная плата в 2020 году в текстильном и швейном производстве составит 27,8 тыс. рублей, в производстве кожи, кожаных изделий и обуви – 32,4 тыс. рублей.

Среднесписочная численность работников легкой промышленности к концу 2020 года снизится на 11,5% относительно 2008 года. Данное снижение будет скомпенсировано повышением производительности труда и оборудования на каждой стадии технологического процесса. Это будут уже новые инновационные рабочие места.

Важно отметить, что увеличение объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 году в 3,1 раза по сравнению с 2008 годом может произойти только при наличии квалифицированных кадров.

УЧАСТИЕ КЛЮЧЕВЫХ РЕГИОНОВ В ПРОГРАММАХ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА В 2010 ГОДУ

Вклад региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году оказался своевременным и уместным. Реализация программных мероприятий оказала существенное влияние на сохранение кадрового потенциала предприятий легкой промышленности, тем самым сняв нагрузку, связанную с социальной и кадровой сферой. Принятые меры в целом позволили загрузить отечественную легкую промышленность в 2009 году.

Вместе с тем, переход отрасли от задачи сохранения кадрового потенциала к задачам долгосрочного развития ставит вопрос о необходимости синхронизации мероприятий региональных программ в 2010-2012 годах с мероприятиями (проектами), направленными на обновление отрасли. Необходимо ориентироваться на удешевление стоимости реализуемых инвестиционных проектов в части содействия развитию человеческого капитала.

Опыт разработки программы занятости в г.о. Тольятти подтверждает необходимость более детальной проработки программных мероприятий, способствующих реализации инвестиционных проектов. В этой связи весьма важным направлением кадрового обеспечения проектов представляется введение системы стажировок и наставничества на крупных предприятиях легкой промышленности работников малых предприятий, и занятых в сфере самозанятости.

Затрагивая тему моногородов необходимо отметить целесообразность создания малых и средних предприятий легкой промышленности с целью диверсификации экономической структуры моногородов. Отрасль легкой промышленности является привлекательной для инвестиций ввиду ненасыщенности рынка, быстрой оборачиваемости капитала. В качестве примера следует назвать Новгородскую область, где за счет средств региональной программы организовано переобучение высвобожденных работников ОАО «Парфинский фанерный комбинат» (в количестве 100 чел.) под нужды создаваемого в г. Парфино швейного производства.

Получение со стороны Минздравсоцразвития России информации по участию предприятий легкой промышленности в региональных программах занятости способствовало бы более точному удовлетворению кадровых потребностей отрасли в части профессионально-квалификационной структуры.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛИЗИНГА ОБОРУДОВАНИЯ)

Следует отдельно отметить актуальность поддержки малого и среднего предпринимательства в легкой промышленности. В первую очередь по таким направлениям, как техническое перевооружение малых предприятий и поддержка инноваций.

Мониторинг данных направлений выявил наибольшую потребность в субсидиях первоначального взноса для закупки оборудования по программам лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе выделение субсидий российским лизинговым компаниям на покрытие выпадающих доходов по договорам лизинга, заключенным с субъектом малого и среднего предпринимательства на поставку оборудования.

Например, производственная линия проекта «ДетПром - Тольятти» позволяет организовать до 100 рабочих мест, с выплатой заработной платы от 12 до 15 тыс. руб. (годовой ФОТ в 2010 г. - 8,37 млн. руб.) и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Среди создаваемых рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства в легкой промышленности следует выделить производство товаров для детей. Именно эта ниша представляется наиболее перспективной зоной расширения номенклатуры производимой продукции легкой промышленности. Среди наиболее интересных проектов в указанном сегменте: проекты по созданию отраслевых коопераций ДетПрома (г.о. Тольятти - за 2010 год организовано 4 новых предприятия, одно из них по своему потенциалу является инвестпроектом областного значения; Ульяновск - планируется организация отдельной областной программы и технопарка ДетПром-Ульяновск).

В этом направлении уже проведена работа по принятию технических регламентов, в ряде регионов (Самарская область, Ульяновская область) достигнуты соглашения о создании производственно-промышленных площадках с участием международных партнеров.

В этом отношении весьма актуальным является вопрос внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров и снижения налоговой ставки на добавленную стоимость.

ВОЗМОЖНОСТИ ОТРАСЛИ ПО ПОСТАВКАМ ДЛЯ НУЖД СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

Перспективным рынком реализации продукции легкой промышленности являются такие мероприятия, как Всемирная Летняя Универсиада 2013 года в г. Казань, а также Зимняя Олимпиада 2014 года в г. Сочи. Для предприятий легкой промышленности это не только рынок, в значительной степени управляемый государством, но и шанс продемонстрировать свои возможности. Привлечение российских предприятий к производству части необходимой продукции для нужд Универсиады 2013 года и Олимпиады 2014 года приведет не только к росту объемов производства, но и к увеличению занятости в отрасли.

Следует отметить, что продукция российских производителей технических тканей и геотекстиля может быть использована при строительстве спортивных сооружений и прилегающей инфраструктуры, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо также учитывать присущий спортивным мероприятиям имиджевый эффект. Развитие одежды для массового спорта может также покрываться за счет возможностей отечественных предприятий. Кроме того, весьма перспективным представляется направление, связанное с производством рекламной и сувенирной продукции. Следует напомнить, что российские народно-художественные промыслы представлены брендами мирового уровня («Хохлома», «Палих»). В развитии данной идеи представляется целесообразным поставить вопрос об организации программ обучения по спортивному маркетингу.

РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДО 2020 ГОДА

Представляя прогноз о плановой численности работников отрасли, связанной с проводимой технологической модернизацией предприятий, автоматизацией производственных процессов и повышением производительности труда, а также о намечающемся структурном дефиците квалифицированных рабочих кадров хотелось бы заранее акцентировать внимание на необходимости проведения соответствующей работы в области образовательной политики.

Стратегия развития легкой промышленности предусматривает раздел «Развитие трудовых ресурсов и гибких форм занятости в легкой промышленности, стимулирующие меры по привлечению молодых специалистов и рабочих».

В указанной работе необходимо выделить два направления подготовки кадров:

1. Подготовка инженерно-технических специалистов;

2. Подготовка рабочих кадров. Направление предусматривает развитие на региональном уровне профтехобразования и повышение привлекательности работы в отрасли.

Подводя итоги сказанному, следует констатировать, что с учетом принимаемых мер по стабилизации работы отрасли удалось остановить падение объемов производства, начать техническую модернизацию отрасли, приступить к реализации пилотных проектов, что в конечном итоге, при обязательном сохранении действующих мер господдержки и, в первую очередь, мер по защите рынка и  субсидирование процентных ставок по кредитам на 2011 и последующие годы, позволит сохранить рабочие места и развивать кадровый потенциал отрасли.

Вместе с тем, переход отрасли в стадию технологического развития приводит к необходимости синхронизации экономических и социальных программ поддержки. В частности синхронизации мероприятий отраслевых стратегий с мерам развития рынка труда в 2011, 2012 гг.

Необходимо снять с участников перспективных проектов социальную нагрузку, связанную с подготовкой необходимых кадров, и проводить соответствующую работу в рамках региональных программ занятости.

Таким образом, региональные программы, закрывая риски реализации Стратегии, основные из которых совершенствование системы переподготовки кадров, развитие малого и среднего бизнеса (для обеспечения самозанятости), станут инструментами реализации стратегий развития отраслей.

Министерство промышленности и торговли РФ