Россияне в этом вопросе оказались консервативнее других — 25,8% граждан РФ стали покупать меньше одежды, чем раньше. При этом в 2009 году 51% россиян не тратили деньги на приобретение одежды известных марок. Об этом по итогам маркетингового исследования рынка сообщили в компании “ГфК-Русь”. В частности, доля россиян, покупавших вещи под маркой Adidas, снизилась с 19% в 2008 году до 13% в 2009 году, под маркой Gloria Jeans — с 10% до 7%, под маркой Nike — с 10% до 5%, Sela – с 7% до 5%.

Конечно, представить себе каждого пятого “докризисного” россиянина в настоящем, а не контрафактном “Адидасе” достаточно трудно. Тем не менее, исследование выявило, что некоторые граждане все-таки сознательно отказываются от брендированного товара в пользу более дешевых образцов. Именно ценовой фактор у россиян при выборе одежды прочно стоит на первом месте. За него проголосовали 48% опрошенных. 20% потребителей прежде всего обращают внимание на комфорт и удобство, 12% — на дизайн одежды, 6% — на модность, и 4% — на натуральность ткани.

2009 год в целом оказался довольно трудным для рынка одежды. “Тех, кто перешел на дешевые марки одежды, в феврале 2009 года был 1%, в августе – 12%, в феврале текущего года – 13%”, — говорится в материалах совместного исследования Ассоциации предприятий индустрии моды и Высшей школы маркетинга и развития бизнеса. При этом 67% потребителей придерживаются правила покупать новые вещи как можно реже. Кроме того, растет число людей, ориентированных покупать одежду на распродажах. Только с февраля по август 2009 года доля таких граждан выросла с 2% до 25%.

Оборот розничной торговли одеждой в Москве, по данным «МаркетМастерс», в 2009 году снизился на 20%. До этого рынок стабильно рос: в 2007 году на 15%, в 2008-м – на 10%. Кстати, доля Москвы на общероссийском рынке одежды составляет 21%, Петербурга – 14%, в целом же на 11 российских городов с населением более миллиона человек приходится 63% оборота.

Больше других от кризиса пострадал сегмент одежды класса люкс. По оценкам консалтинговой компании RRG, падение спроса на эксклюзивные вещи в 2009 году составило 40-45% в валюте. Чтобы сохранить обороты, скидки в сезон распродаж доходили до 70%. В Москве были закрыты все магазины Diesel, магазины Stella McCartney, Alexander McQueen, бутик Vivienne Westwood... «Конечно, ритейл премиум-сегмента сейчас в не самом лучшем состоянии, — соглашается директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании RRG Андрей Панфилов. — При этом ближайшие перспективы не так уж и хороши».

Вместе с тем кризис остановил движение рынка одежды в сторону большей цивилизованности. По данным “ГфК-Русь”, на сегодняшний день основным местом покупки одежды и обуви для россиян остается открытый вещевой рынок. Туда за обновками отправляются 45% граждан. Правда, 58% опрошенных из этого числа (то есть совершающих покупки на открытых рынках) составляют сельское население. В крупных городах 45% населения за одеждой отправляются в торговые комплексы, 35% — на открытые вещевые рынки, 27% — на крытые рынки и 29% — в гипермаркеты.

Тем временем происходит смена сезона, и у операторов рынка затеплилась надежда, что отложенный весенний и осенний спрос наконец себя проявит. Так, в одном из последних интервью гендиректор корпорации Sela в РФ Наталья Чиненова заявила: “Тем не менее, 2010 год видится успешным и перспективным. Настроения и ожидания самые радужные – дальнейший рост продаж и количества магазинов”. По предварительным данным, обнародованным Федеральной таможенной службой, в феврале 2010 года рост импорта текстиля и обуви составил 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, более того, импорт по этой статье превысил показатели февраля 2008 года на 12%. Уточним, что в структуре одежды на российском рынке импорт составляет 90-95%.

Однако весеннее оживление, даже если и произойдет, вряд ли затронет все сегменты рынка.

В частности, как сообщили социологи портала SuperJob.ru, подавляющее большинство российских мужчин (72%) предпочитает одеваться современно, но при этом не отслеживает быстро сменяющие друг друга модные тенденции. В том, что уникальный стиль вполне можно создать, не затрачивая на это баснословных средств, уверены 78% мужчин. По их мнению, «главное – не бренд, а качество самой одежды», в то время как «модная марка – это хорошо раскрученный бизнес, и не более того». Раз в сезон (то есть 4 раза в год) свой гардероб обновляют только 7% мужчин, раз в год – 6%. Еще 6% признались, что не помнят, когда в последний раз покупали себе одежду или обувь. Так что, как пояснил руководитель Европейского совета по экспорту модной одежды Райнхард Депфер, в России положительная динамика на рынке одежды ожидается прежде всего в сегменте женской моды. Правда, не столько нынешней весной, сколько грядущей осенью. В целом же, объемы поставок одежды из Европы на российский рынок до середины 2010 года могут сократиться еще на 15%. То есть, весеннее солнышко пока светит не для одежного ритейла.

Игорь Чубаха,
ИА «Росбалт»