Разговоры о поддержке текстильной отрасли – дело достаточно долгоиграющее. Одни и те же темы обсуждаются годами. Чего стоила, например, отмена таможенных пошлин на оборудование и рефинансирование процентных ставок по кредитам на модернизацию производства... Однако постепенно вчерашние "прожекты" переходят в статус свершившихся фактов. Лоббированием интересов текстильной отрасли в правительстве традиционно занимается Министерство промышленности и торговли РФ. Как показало всероссийское совещание по проблемам инноваций в текстильной отрасли, прошедшее в рамках XXXIV федеральной ярмарки "Текстильлегпром", сейчас лобби ставит перед собой новые задачи.

Портрет текстиля в интерьере

Совещание началось с констатации факта, что по истечении кризисного года текстиль скорее жив, чем мертв. Собственно, даже тема была обозначена оптимистичная: "Инновационное развитие текстильной и легкой промышленности России – решающий фактор повышения конкурентоспособности отрасли".

Как сообщил замдиректора департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Олег Кащеев, в прошедшем году большинство направлений текстильной и легкой промышленности хотя и имели отрицательные показатели развития, но в целом устояли.

Производство тканей несколько снизилось. Например, было выпущено 1449,8 млн кв. м хлопчатобумажных тканей (для сравнения: в 2007 году этот показатель составлял 2107 млн кв. м, в 2008-м — 1888 млн кв. м), 50,8 млн кв. м льняных тканей (в 2007 году – 101 млн кв. м, в 2008-м – 102 млн кв. м), 91 млн кв. м шелковых (против 142,2 в 2007 году и 116 в 2008 году).

При этом по сравнению с 2007 годом почти в три раза выросло производство нетканых материалов – с 308 до 905 млн кв. м.

Кроме того, судя по статистике, практически не пострадала швейная промышленность: в 2007 году было выпущено 49,4 млн швейных изделий, в 2008 – 53,7 млн, в 2009 – 51,3 млн.

По словам Олега Кащеева, темпы роста промышленного производства в отрасли в начале 2010 года превзошли прошлогодние. Правда, наиболее быстрыми темпами развиваются швейная и обувная промышленность. Текстиль пока отстает, из-за чего часть тканей для швейной промышленности приходится импортировать. Сегодня Министерство промышленности и торговли выступает за то, чтобы освободить ткани, которые не производятся в России, от ввозных таможенных пошлин. Однако, по мнению Олега Кащеева, в самое ближайшее время почти все необходимое будет производиться в России.

Объем розничного рынка товаров легкой промышленности России эксперты по-прежнему оценивают в 2 трлн рублей, долю товаров отечественного производителя – в 20%. Как подчеркнул Олег Кащеев, сокращение "серого" импорта (на которое были направлены усилия Правительства РФ в последние годы) привело к росту не столько производства, сколько легального импорта. Зато удалось добиться того, что российские производители на 100% обеспечивают закупки по госзаказам для силовых структур, и на 50% — по техническому текстилю.

Согласно концепции развития текстильной и легкой промышленности России, к 2020 году доля отечественной продукции на рынке России должна составлять не менее 50%.

Главное, что предстоит для этого сделать, – это устранить техническую отсталость отрасли.

Бюджетные "пряники"

Основные цифры, характеризующие эту самую техническую отсталость, таковы: по данным Министерства промышленности и торговли, 50% оборудования на предприятиях отрасли работает свыше 15 лет, 40% — от 10 до 15 лет, 10% — 10 и менее лет. Коэффициент обновления оборудования составляет 3-4%. В идеале же 70% оборудования на предприятиях должно быть "моложе" 10 лет.

Неизбежно возникает вопрос: где взять деньги на эти цели?

Рефинансирование 2/3 процентной ставки по кредитам на модернизацию производства (в том числе и взятым до 2007 года) уже стало реальностью и большой победой текстильного лобби. Однако абсолютные цифры этой поддержки невелики. По 2009 году в РФ она составляла около 200 млн рублей. Еще 350 млн рублей было потрачено на субсидирование ставок по кредитам на закупку сырья и 105 – на поддержку предприятий, производящих продукцию на экспорт. Всей полноты проблемы эти вложения не решают.

Теперь Министерство промышленности и торговли ставит перед собой задачу добиться перевода всей отрасли на упрощенную систему налогообложения. Сейчас по этой системе работают малые предприятия отрасли, что создает искаженную конкурентную среду. Крупному бизнесу трудно конкурировать с более мобильными мелкими предприятиями, которые имеют серьезное преимущество по налогам (к тому же, и это не секрет – малый бизнес выигрывает и за счет того, что платит своим работникам "серые" зарплаты).

"Мы не можем ужесточать условия для малого бизнеса, но и не можем допустить, чтобы крупные предприятия искусственно дробились только для того, чтобы облегчить налоговое бремя, — сказал Олег Кащеев. – Поэтому нам кажется, что проще будет перевести на УСН всю отрасль".

Второй серьезный пряник, который обещан федералами, — это работа по защите внутреннего рынка. В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы контрафакт, выявленный межведомственной комиссией, уничтожался.

"Никого не удивляет, что уничтожаются пиратские диски, то же самое должно происходить и с другой продукцией", — подчеркнул Олег Кащеев.

На совещании заговорили и о такой форме поддержки, как формирование позитивного восприятия российской продукции (чего удалось добиться в пищевой промышленности). Правда, пока непонятно, что, собственно, делать для достижения этой цели. Из конкретики председатель РСПП РФ Александр Круглик предложил субсидировать рекламные кампании производителей текстиля.

Кроме того, возможно и прямое субсидирование некоторых расходов. Это касается предприятий нескольких регионов России, в которых будут реализовываться пилотные проекты по поддержке текстильной отрасти. Подобные проекты намечены в пяти регионах: Ивановской, Ярославской, Костромской, Вологодской и Волгоградской областях.

Сейчас рассматривается вопрос о субсидировании затрат на тепло- и электроэнергию для предприятий – участников проекта, а также на продвижение их продукции на рынок.

Эти бонусы вполне могут получить и ивановские предприятия. Разумеется, в том случае, если соответствующее решение будет принято, и если проект Ивановской области будет доработан в соответствии с пожеланиями министерства. Недостатки в проекте должны быть устранены к концу I квартала.

Горячая пятерка

Пять регионов, которые приступают сейчас к реализации пилотных проектов по развитию текстильной и легкой промышленности, представляют это развитие совершенно по-разному.

Ситуацию в Ивановской области обрисовал первый заместитель председателя правительства региона Дмитрий Михеев, который, прежде всего, напомнил собравшимся о том, что регион остается лидером в производстве продукции текстильной и легкой промышленности. В частности, в 2009 году в области было произведено 48,3% выпущенной в России пряжи и 73,7% хлопчатобумажных тканей.

Антикризисная программа правительства региона, как подчеркнул Михеев, строилась на том, чтобы завершить начатые проекты. За последние три года на текстильных и швейных предприятиях области было установлено свыше 2 000 единиц нового оборудования, модернизированы фабрики в Лежневе, Вичуге, Шуе, Родниках.

В ближайшее время на модернизацию действующих производств бизнес-структуры региона планируют израсходовать около 7 млрд рублей.

Однако серьезные надежды на прорывное развитие отрасли связаны с реализацией инновационных проектов, в том числе совместных с другими регионами. Например, с Ханты-Мансийским автономным округом. Напомним, идея состоит в том, чтобы использовать попутный нефти газ (ПНГ) для производства полиэтилентерефталата (ПЭТФ), а затем текстильных волокон. Координатором проекта является группа компаний "Метапроцесс". Также есть и совместный проект с республикой Татарстан по производству нетканых материалов на Кинешемской текстильной фабрике.

Кроме того, Дмитрий Михеев напомнил, что Ивановская область заключила соглашения о сотрудничестве с японской компанией ITICHU corporation и ассоциацией производителей химических волокон Китая.

Свою роль в развитии отрасли должно сыграть и создание в регионе двух технопарков – в Родниках (на базе предприятия корпорации "Нордтекс") и в Иванове (на базе логистического комплекса "ТекстильПрофи-Иваново).

По оценке Дмитрия Михеева, в качестве поддержки всех этих проектов из федерального бюджета область может получить около 2 млрд рублей.

В Волгоградской области, судя по выступлению представителя регионального правительства на совещании, ситуация в текстиле на данный момент наиболее печальная. В 2009 году индекс развития производства составил 70%, коэффициент обновления оборудования — 2,3%.

Основа пилотного проекта Волгоградской области – это создание зоны опережающего промышленного развития на базе Камышинского текстильного комбината.

Ярославская область в целом довольна своими показателями (здесь расположены предприятия, которые являются лидерами отрасли, – швейное объединение "Узоры", комбинат "Красный перекоп", обувная фабрика и т.д.) Пилотный проект направлен на переоборудование предприятий и освоение производства новых видов продукции.

Почти все собравшиеся особо выделили проект Вологодской области, который заметно отличается от остальных. Во-первых, у Вологды есть "фишка" – это развитие льняного комплекса региона. Поэтому пилотный проект имеет четкую направленность.

Во-вторых, областные власти Вологды напрямую вкладывают средства в развитие предприятий отрасли. В рамках проекта модернизируется вся цепочка – от хозяйств, производящих сырье, до текстильных комбинатов. Кроме того, создана сеть для продвижения продукции этих предприятий – 10 дилерских центров, а также собственная розничная торговая сеть в Санкт-Петербурге.