Российский рынок одежды - там, где возможности, там и опасности
Автор: Aндрей Цирер ЗАО " Росконсалтпроект"
В данном материале мы попытались, во-первых, обратить внимание новых игроков, выходящих на рынок одежды и обуви на некоторые угрозы, о существовании которых они могут не знать, во-вторых, составить некий список ключевых факторов, которые необходимо учитывать при запуске нового проекта. Они сделаны после проведения 8 полевых и нескольких вторичных исследований данного рынка, а так же в результате той работы в области маркетингового и организационного консультирования, которую мы проводим в этом секторе на протяжении последних лет. Не претендуя на роль Колумба, все же надеемся, что эта публикация поможет найти оптимальный путь развития тем, кто предпочитает учиться не на своих ошибках.
Часть I. Российский рынок одежды - там, где возможности, там и опасности.
В результате определенных позитивных изменений, имевших место в экономической жизни страны, доходы многих социальных групп за последние годы заметно возросли. Как следствие, возрос и уровень потребления, а вмести с ним и размер потребительских рынков.
Одной из наиболее динамично развивающихся сфер потребления являются российские рынки одежды и обуви, ежегодный прирост которых по разным оценкам составляет от 25 до 30%.
Только сектор спортивной экипировки и одежды (обуви) для активного отдыха в денежном выражении оценивается примерно в 900 млн. USD. Это не считая емкости активно развивающихся сегментов casual и fashion одежды и базовой доли традиционной одежды, импортируемой и производимой для наиболее многочисленного российского потребителя из middle - и low cегментов.
Рынок, увеличивающийся более чем на 250 млн. USD в год, вызывает здоровый интерес не только западных инвесторов, но и российских компаний из других, менее динамичных отраслей. Новые игроки приходят на рынок одежды из самых разных сфер: от металлургии до игорного бизнеса. Их привлекает не только впечатляющий рост рынка, но и возможность диверсифицировать ресурсы в проекты, связанные с базовыми потребностями населения, то есть в стратегическом отношении наименее рискованные.
Кроме того, если это ритейл (а многие операторы этого рынка получают основной маржинальный доход именно благодаря рознице), то такой проект, как правило, предполагает приобретение коммерческой недвижимости, а сегодня это тоже стратегически вполне оправданное вложение средств.
Нередко владельцы этих новых проектов имеют опыт импортных операций и таможенные барьеры не являются для них непреодолимым препятствием.
Речь ниже пойдет именно о бизнесах, построенных на импорте одежды, а не о ее производстве на территории РФ - это тема отдельного разговора.
Итак, новые игроки приходят на рынок отнюдь не с пустыми руками - у них есть финансовые и организационные ресурсы, а самое главное, они имеют в своем активе опыт определенных достижений и бизнес-побед. А поскольку успех учит не многому, их подходы, к сожалению, не всегда отличаются глубокой проработкой возможных опасностей и, как мы говорим, стамблин-блоков (от англ. stumbling-block - камень преткновения), которые могут представлять угрозу их новому бизнесу. Между тем, если внимательно посмотреть на список провалившихся проектов в этой сфере, то можно заметить, что серьезные неудачи имели место не только среди новичков, но у компаний, имеющих многолетний опыт работы с одеждой.
Кроме явного краха, когда проект приходится закрывать, любой профессиональный участник может привести примеры бизнесов, вроде де бы существующих не первый год, но для нормальное функционирования требующих вложения все новых и новых средств, при этом их выход на планируемый уровень рентабельности откладывается каждые полгода на неопределенный срок.
Цена вопроса в этих ситуациях составляет от нескольких сотен тысяч долларов до нескольких миллионов, не считая упущенной выгоды и потерянного времени.
В данном материале мы попытаемся, во-первых, обратить внимание новых игроков, выходящих на рынок одежды и обуви на некоторые угрозы, о существовании которых они могут не знать, во-вторых, составить некий список ключевых факторов, которые необходимо учитывать при запуске нового проекта. Эти выводы сделаны после проведения 8 полевых/ вторичных исследований данного рынка и в результате той работы в области маркетингового и организационного консультирования, которую мы проводим в том числе и в этом секторе на протяжении последних лет.
Сразу оговоримся, что ниже приведенный алгоритм актуален для проектов, у которых линия бизнеса - импорт и торговля (розничная и оптовая) брэндированной одеждой и обувью в верхнем и среднем ценовых сегментах, а так же в сегменте luxury. При организации торговли камуфляжной и другой спец.одеждой, КФУ, естественно, будут другие.
Источник: www.marketologi.ru/