Рынок трикотажа в России
Ассортимент трикотажных изделий, выпускаемых российскими предприятиями, широк: от предметов первой необходимости — бельевого трикотажа, до верхней одежды, включая детские товары. И сегодня актуальны тонкие водолазки и свитера, пуловеры, джемперы, платья-сарафаны, брючные набивочные комплекты, жилеты, майки, футболки, топы. Спрос на трикотажные изделия стабилен, правда, подвержен сезонным колебаниям как по ассортименту, так и по сырью. Другое дело, что качество, дизайн и сырьевой состав российского трикотажадалеко не всегда соответствуют спросу по показателю цена/качество.
Предыстория
В годы централизованного управления экономикой российские трикотажники, как и вся легкая промышленность, работали по госзаказам, их не беспокоила товарная судьба выпускаемой продукции: сбыт, расширение номенклатуры, конкурентоспособность. Уже тогда потребность населения в модной одежде, в том числе из трикотажа, как правило, удовлетворялась за счет импорта, а отечественная промышленность в основном контролировала производство продукции для детей, людей пожилого возраста, социально незащищенных групп, государственные нужды, т.е. недорогой и, как считалось, непритязательной одежды.
С началом экономических реформ и распадом Союза положение отраслей резко ухудшилось. К 1990 году 75% предприятий легкой промышленности, в том числе трикотажной, были комплексно перевооружены, однако, из-за разрушения хозяйственных связей текстильщики, основные поставщики отечественного сырья в трикотажную отрасль, в свою очередь лишились поставок дешевого сырья — хлопка, шерсти и шелка из Средней Азии. Трикотажная отрасль лишилась комплектующих изделий из бывших республик Советского Союза (в основном стран Балтии) и стран социалистического лагеря, ранее обеспечивающих пятую часть потребностей в фурнитуре, химических материалах и красителях.
В результате объем «белого» производства трикотажных изделий резко упал (см. график), возможность после кризиса 1998 г. занять нишу, освобожденную импортерами, была использована не в полной мере, а положительная тенденция 2002-2003 годах в 2004-м «загасилась».
Структура рынка
Тем не менее, емкость российского рынка трикотажных изделий увеличилась по сравнению с кризисным 1998 годом в 2,5 раза, судя по официальным данным, благодаря росту производства и «белого» импорта (его доля составляет 44% — без учета импорта перчаток, шарфов, шалей, галстуков).
Следует особо отметить, что приведенные данные базируются на информации официальной отчетности. По оценкам экспертов, сегодня около 20% всей произведенной в России продукции не учитывается, оставаясь в тени. (Для легкой промышленности этот показатель, судя по некоторым данным, можно утроить. Е.Л.) Как иначе объяснить, в частности, небольшие объемы производства хорошо оснащенных фабрик.
Даже по расчетным данным, на которых базируются самые аскетические нормы Минтруда, ежегодный объем потребления бельевого и верхнего трикотажа должен составлять 627 млн штук, а попавшая в официальную отчетность емкость рынка в 2003 году не превышает 157 млн штук.
Неучтенный импорт, неучтенное производство и гигантская доля контрафактной продукции (в странах со здоровой экономикой она, по мнению экспертов, не превышает 20%) приняли в России характер национального бедствия.

Проблемы «белых» производителей
Среди крупнейших российских трикотажных предприятий пообъемам производства лидируют ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ОАО «Шарм», ЗАО «Тривел». Рост объемов реализации этих предприятий обусловлен тем, что их руководство переориентировало производственные программы на конкурентоспособную продукцию, имеющую платежеспособный спрос на внутреннем рынке.
Основная доля производства (62%) приходится на бельевой трикотаж, что объясняется стабильным платежеспособным спросом населения.

В настоящее время центр производства из Центрального региона, где раньше только в одной Москве выпускалось до 25% всех трикотажный изделий, переместился в Поволжский ФО (доля — 39% объема производства), далее следуют Центральный (22%), Дальневосточный (20%), Северо-Западный (12%), Южный (4%), Уральский (2%) и Сибирский (1%) федеральные округа.
Наличие остатков (6% от объема производства), говорит о том, что у производителей есть определенные сложности со сбытом. В чем причины этой проблемы?
Первая — изменение спроса платежеспособной части населения в сторону более качественной и модной продукции не учтено руководством
многих компаний, которые не сумели быстро переориентировать ассортиментную политику.
Вторая причина — незащищенность российских фирм на мировом рынке одежды, их правовая безграмотность, отсутствие опыта ведения международного бизнеса влекут за собой поставку импортных изделий невысокого качества, часть из которых производится специально для России.
Третья причина — стремление ряда российских компаний, ориентированных на массовый спрос к получению прибыли от максимального снижения контрактных цен не благодаря снижению издержек производства и обращения, но за счет снижения качества сырья и технологий.
И, наконец — на смену развитой товаропроводящей сети советской эпохи еще не успели прийти сильные сетевые торговые операторы, а сами российские фирмы, как правило, не имеют достаточного опыта и ресурсов для организации современного продвижения и продаж своей продукции.