Производство локального характера. Fashion-индустрия в Казахстане развивается гораздо медленнее, чем другие отрасли

06.12.2005

В Алматы с большой помпой прошла Неделя модной одежды Almaty fashion week, которая, по словам организаторов, "выведет Алматы в число мировых столиц моды". Руководители некоторых компаний, занятых в fashion-индустрии, убеждены, что в Казахстане есть все, для того чтобы создать

Производство локального характера. Fashion-индустрия в Казахстане развивается гораздо медленнее, чем другие отрасли
Наиля Ващенко "Эксперт-Казахстан"
В Алматы с большой помпой прошла Неделя модной одежды Almaty fashion week, которая, по словам организаторов, "выведет Алматы в число мировых столиц моды".
Руководители некоторых компаний, занятых в fashion-индустрии, убеждены, что в Казахстане есть все, для того чтобы создать бренды, способные конкурировать с Dolche & Gabbana, Armani и даже Channel. Они полагают, что казахстанские бренды отличаются свежими дизайнерскими идеями. Поэтому Неделю моды в Алматы рассматривают как крупнейшее модное событие Центральной Азии, призванное решить проблему продвижения казахстанского продукта.

В тени Великой Китайской стены
В Казахстане сегодня имеются дизайнеры, способные продуцировать свежие идеи. У нас регулярно проводятся две независимые недели моды. Идея проведения подобных шоу в стране, где индустрия моды практически отсутствует, кажется довольно странной. Но креативное агентство Pro Mode, которое уже второй раз организует Almaty fashion week, полагает, что это событие может положить начало развитию индустрии моды в Казахстане, вывести ее на качественно новый уровень и предоставить казахстанским дизайнерам возможность показать себя широкой публике.
Впрочем, большинство производителей казахстанской одежды отнюдь не пытаются на равных соперничать с известными мировыми брендами. Программа максимум для них: выжить в условиях конкуренции с дешевыми китайскими и турецкими товарами. Притом что оборот торговли продукцией легкой промышленности растет год от года, потребности страны сегодня на 90% насыщаются за счет импорта. К примеру, годовой объем продукции, производимой не самым маленьким по казахстанским меркам объединением "Сымбат", достигает около 450 тыс. долларов. Это сопоставимо с ежемесячным оборотом одного из тысяч крупных оптовиков с алматинского вещевого рынка "Болашак", специализирующегося на продаже дешевой китайской одежды.
Большая часть одежды, продаваемой в бутиках популярных дизайнерских марок, также произведена в Китае или Турции. В последнее десятилетие известные мировые производители одежды, привлеченные дешевизной рабочей силы, размещают заказы на продукцию в развивающихся странах третьего мира, таких как Словения, Румыния, Турция, Китай, Тайвань.
Для казахстанской легкой промышленности создание таких производств под раскрученными брендами могло бы означать возможность второго рождения. Но инвесторы не спешат в этот сектор экономики, поскольку производство одежды предполагает наличие новейшего оборудования и квалифицированной рабочей силы. Немногочисленные сохранившиеся в Казахстане производства не модернизировались уже много лет. По мнению представителей Ассоциации легкой промышленности Казахстана износ оборудования текстильной промышленности составляет более 70%. Поэтому продукция по большей части значительно уступает в качестве китайским аналогам, имея при этом большую себестоимость.

Ставка на индивидуальность
Президент академии моды "Сымбат" Сабыркуль Асанова считает, что китайская конкуренция обусловливает необходимость создания небольших мобильных производств. Таких, где ставка сделана на индивидуальный подход, и способных быстро перестраивать производственные линии. Объемы продаж "Сымбат" составляют около 60 млн тенге в год, при этом 30% приходится на эксклюзивную продукцию. Даже запуская массовую линию по пошиву школьной формы, на "Сымбате" провели исследования антропометрических характеристик алматинских школьников и выяснили их предпочтения.
Сегодня при общем объеме производства одежды в Казахстане в 10 млн долларов в год, основная доля приходится на предприятия малого бизнеса. Это небольшие частные ателье с числом работающих 5-10 человек. Ежемесячный оборот таких ателье составляет от 2 до 10 тыс. долларов, а цены в них колеблются в пределах 20-500 долларов в зависимости от сложности заказываемого изделия. Единичные из сохранившихся крупных предприятий по пошиву одежды выжили исключительно благодаря государственным заказам на производство военной формы или спецодежды.
Необходимо принятие государственной программы развития легкой промышленности, которая стимулировала бы развитие этой отрасли. Тогда появится возможность строительства новых фабрик, оснащенных современным оборудованием. Дизайнер Балнур Асанова говорит, что пока производители одежды платят налоги наравне с казино и не имеют возможности брать кредиты со льготными процентными ставками, нормальное развитие индустрии моды невозможно.

www.expert.ru
 

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот