Правда, на фоне показателей предыдущих лет ситуация все равно не внушает оптимизма экспертам.
По итогам 8 месяцев 2013 года рынок одежды в России вырос лишь на 2,3% относительно аналогичного периода прошлого года, сообщила исполнительный директор консалтинговой компании Esper Group Дарья Ядерная.
"Это, конечно, не спад, но и далеко не рост для рынка, нормой которого являются двузначные показатели", — заявила она.
Доля отечественных производителей в общем объеме российского рынка одежды составляет всего около 25%, отметил аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. Импорт занимает около 40%, а остальные 35% — контрафакт, завезенный преимущественно из Китая. "Из крупнейших российских брендов только 2 производятся в России, остальные — в Китае. Причина в том, что себестоимость производства одежды в КНР минимум на 25% дешевле", — отметил аналитик.
В денежном выражении объем контрабандрой и контрафактной продукции исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Игорь Ульянов оценил в 1 трлн руб. Кроме того, не слишком цивилизованным выглядит расклад по точкам продаж — большая часть товара продается на вещевых рынках и ярмарках, а не в магазинах. Как пояснил Ульянов, в основном это связано с низкой долей сетевой торговли в России, которая составляет не более 25%.
В 2009 году с подачи Минпромторга была принята Стратегия развития легкой промышленности на период до 2020 года, которая, в частности, предполагает увеличение доли российских товаров на внутреннем рынке минимум до 50%. Пока эта цифра выглядит недостижимой, особенно на фоне ожидающегося застоя в промышленности, о котором недавно сообщали эксперты Высшей школы экономики (подробнее об этом читайте здесь).
Кроме того, расширение сбыта сдерживается высокими ставками аренды помещений. Предприятия и рады были бы расти, но на арендованных площадях делать это экономически невыгодно. По оценке Ядерной, показатель рентабельности в среднем по отрасли составляет 12-14%.
Свои магазины производителям строить тоже накладно. "Свободные помещения, по словам государственных чиновников, должны продаваться по льготной цене малому и среднему бизнесу. На практике этого нет, а постоянно повышающаяся аренда — тяжелое бремя для производителей одежды, ставящее их на грань закрытия", — отметила эксперт. Кроме того, по ее словам, нередки случаи, когда открывают торговый центр для российских производителей, но после того, как он становится популярным, российские марки вытесняют, а их места занимают китайские продавцы.
Низкую рентабельность эксперт связывает с несколькими причинами. Во-первых, распались кластеры производства советского периода, были нарушены цепочки поставки сырья и фурнитуры. Во-вторых, финансирование отраслей было сокращено как в контексте внутреннего рынка, так и для целей экспорта. В результате отрасль покинули квалифицированные менеджеры и специалисты. В третьих, таможенная конъюнктура складывается в пользу импорта тканей и одежды из Юго-Восточной Азии и Китая, представляющих наибольшую конкурентную угрозу российскому рынку.
Еще одной проблемой стал тот факт, что разрушенные после распада СССР сбытовые цепочки были быстро восстановлены азиатскими поставщиками, организовавшими и захватившими многочисленные открытые рынки в России и наводнившие их низкокачественными дешевыми товарами и подделками. "Причин много, однако основная состоит в том, что отрасль просто забыли на определенное время, развивая ВЭС сначала в сырьевом секторе, а затем направив усилия на реанимацию и создание внешнеэкономических партнерств в наукоемких и высокотехнологичных производствах, инновационных проектах и др.", — отметила Ядерная.
По ее мнению, пока сложно говорить о международной конкурентоспособности российской индустрии моды в краткосрочной перспективе. Скорее, в ближайшие 5 лет вероятно распространение производства и сбыта на рынках регионального уровня — СНГ и частично Восточной Европы — в связи с резким ухудшением качества азиатской продукции и углублением региональной интеграции на постсоветском пространстве.
Правда, в Минпромторге зреет идея о локализации в России иностранного производства одежды — наподобие того, что уже было сделано в автомобильной промышленности. Также Минпромторг провел тендер по выбору компании, которая будет заниматься продвижением отечественных брендов в России.
Однако пиар — лишь средство, а целью должно быть повышение конкурентоспособности российских производителей, в том числе посредством их поддержки через субсидирование денежных средств на модернизацию производства и создания равных конкурентных условий на рынке, убежден Ульянов. Также, полагает эксперт, государству необходимо решить проблемы с контрабандой и контрафактной продукцией на розничном рынке. "По экспертным оценкам, для комплексной модернизации в течение 5 лет необходимо вкладывать 6-7 млрд руб. ежегодно. Окупаемость вложенных средств составит 5-6 лет", — отметил он.
Владислав Кузьмичев,
Росбалт