Пижамные мучения
Началось все с пижамы. Обозреватель «Интерфакса» в связи с наступившими холодами решила обзавестись стеганым комплектом для сна, для чего отправилась в отдел белья торгового дома «На Немиге». Здесь в широком ассортименте представлены товары отечественного производителя, в том числе пижамы и ночные рубашки. Следует упомянуть, что журналист обладает ростом 180 сантиметров и размером 44 и обычно покупает одежду в европейских магазинах, поэтому о белорусских реалиях была осведомлена не очень.
Промолчим о дизайнерской составляющей продукции. Расцветка в мелкий и крупный цветочек, вероятно, считается нестареющей классикой у нас в стране (вроде маленького черного платья Chanel во всем мире) и, возможно, находит своих почитателей.
Но ни одного изделия на указанный рост (180) вообще обнаружено не было. А пижамы на ближайший рост - 176 сантиметров - начинались исключительно с 52-го размера.
Журналист спросила у продавцов-консультантов о причине такого странного размерно-ростового ряда.
- На рост 180 у нас вообще ничего не бывает. А на 176 маленькие размеры тоже не поступают. Не знаем, с чем это связано.
Ситуация повторилась в ГУМе и ЦУМе. Единственной маркой, которая предлагала что-то близкое к нужному размеру, был SERGE, но и там все заканчивалось на росте 176 сантиметров.
После звонка в «Свiтанак» многое стало ясно. На предприятии сообщили, что на рост 180 женские модели вообще не делают, потому что якобы нет спроса. На вопрос о том, каким образом проводились маркетинговые исследования, ответить затруднились. Как и не смогли объяснить, почему невозможно найти пижамы на рост 176 и размеры 44, 46 и 48.
Средний рост, средний размер
Решив выяснить, как обстоят дела в других отраслях легкой промышленности, журналист провела беспристрастный рейд по отделам женской и мужской одежды ГУМа, ЦУМа и торгового дома «На Немиге». А в качестве эксперта прихватила молодого минского модельера Станислава Ботоногова, выпускника факультета дизайна Института современных знаний, магистра Миланской академии моды Domus. И он, кстати, тоже обладает нестандартной для отечественного легпрома фигурой: размером одежды 44 при росте 168 сантиметров. Всю одежду для себя Станислав моделирует сам. Но не у всех же есть такая возможность!
Для того чтобы делать покупки в отделах мужской и женской одежды в крупных универмагах Минска, нужно обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью. Вещей на квадратный метр там так много, что отдел скорее напоминает склад, а не магазин. А вешалки висят так плотно, что вытащить из общей массы вещь, чтобы посмотреть ярлык и ценник, просто невозможно.
Может быть, одежду белорусских производителей не разбирают, как горячие пирожки, поэтому она и накапливается в торговом зале? Мы как покупатели нашли, в чем причины такого нерадостного положения дел.
Самый распространенный рост женских пальто, костюмов, платьев и трикотажа - 164. Если вы выше или ниже, проблем не избежать. Посмотрев, что предлагает отечественный производитель и как женщины примеряют одежду, Станислав Ботоногов вынес свой вердикт:
- К современной моде и хорошему вкусу это не имеет никакого отношения. Фасоны, фактуры и ткани устарели еще тридцать лет назад. Не могу понять, почему наши швейные предприятия так любят темные, грязные цвета. Потому, что немаркие, что ли? Посмотри на торговый зал отдела одежды - от него создается тяжелое и душное настроение, пространства мало, одежды много, все толпятся, очереди в кабинки. А ведь шопинг должен доставлять удовольствие! При этом цены на товары довольно высокие.
Верхняя одежда в массе своей слишком громоздкая, с несовременными фасонами. Пальто тяжелые, многие ткани уже покрыты катышками - и это только после примерок. Что же будет при носке? На общем фоне выделяются только пальто фирмы «Элема» и молодежная одежда фирмы «Винт». Но это капля в море!
Женщины примеряют пальто. И я вижу, что почти никому не попадает по фигуре - то плечи не на месте, то талия, то вытачки. Разумеется, нельзя ожидать от готовой одежды, что она будет идеально сидеть, часто приходится подгонять. Но она и не должна делать из дамы бронетранспортер, а именно это я и наблюдаю.
С рубашками, пиджаками и платьями - беда. Они тоже нехорошо сидят. И их не смогут купить девушки со стройной фигурой и большой грудью, потому что, по неизвестной мне причине, производитель считает, что есть два типа фигуры: либо стройная с маленькой грудью, либо полная, но с большой.
Одежда для крупных женщин вообще ужасает. В такой никто не может себя почувствовать хорошо и комфортно. И совершенно исключено, что полная женщина будет ощущать себя красивой, облачившись в подобные вещи.
В мужских отделах молодой модельер, создающий коллекции одежды именно для мужчин, пришел в замешательство:
- Это все мрачно, немодно и однообразно. Черные, серые, коричневые костюмы, неинтересные свитера, некрасивые пальто и куртки. Шуба из бобра - жалко мне того бобра! - выглядит так, словно ее сняли с трибуны, на которой приветствовали трудящихся советские руководители в 1965 году. Глядя на эти вещи, я могу представить только образ советского мужчины 70-х годов, который одевался не в то, во что хотел, а в то, что было. Но сейчас ситуация изменилась, а белорусский производитель за ней не поспевает. С этим нужно что-то делать.
Где та молодая шпана?
- Станислав, но ведь в стране есть молодые креативные дизайнеры, твой университет каждый год выпускает целый курс модельеров-конструкторов, ежегодно проводится конкурс молодых кутюрье «Мельница моды». Так почему наши магазины застряли в 80-х? Где и как творит молодая поросль?
- Получается, что поросль растет на пустыре и таланты молодых модельеров нужны где угодно, только не на родине. Вот я окончил университет с рекомендацией к вступлению в Союз дизайнеров. Год стажировался в Милане, занимал высокие места на международном фестивале «Мельница моды», вышел в финал престижного американского конкурса модельеров. То есть вроде бы опыт у меня имеется и талант оценили другие люди, в том числе за границей. Но когда попытался устроиться на работу на несколько государственных предприятий, мне везде отказали. Им нужен какой-то мифический опыт работы. Это же нелепость. То же самое, если бы писателю говорили в издательстве: «Мы не можем напечатать вашу книгу потому, что раньше у вас книг не было». Таланты есть, есть идеи. Только при таком отношении все таланты стараются уехать в Москву, Киев или на Запад, потому что там белорусские модельеры востребованы. А в Беларуси требуется опыт. Результат этого опыта мы сегодня видели в ГУМе, ЦУМе, торговом доме «На Немиге». Боюсь, опыт 70-х непригоден для 2000-х. И для того, чтобы привить белорусскому потребителю любовь к белорусской одежде, нужно кардинально изменить подход к ее созданию, причем не только в смысле дизайна, но и в плане размерного ряда. Тогда и магазины не будут похожи на склады, и народ будет меньше ходить в китайском ширпотребе.