Половина будет наша?
Министерство промышленности и торговли РФ утвердило Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года, а также План мероприятий по ее реализации. Оба документа еще в июне рассматривались на заседании Президиума Правительства Российской Федерации и были направлены на доработку.
Итоговый вариант стратегии предполагает, что через 10 лет более половины одежды, трикотажа и обуви на внутреннем рынке будут производиться в родном отечестве. Пока же потребности России в продукции легпрома удовлетворяются в разных сегментах всего лишь на 17-36%. Для этого предполагается модернизировать производства, создать условия для конкуренции отечественной одежды и обуви с импортной, а также бороться с производством контрафакта внутри страны. Обещается, что на предприятиях отрасли будет создан миллион новых рабочих мест. Доля продукции отрасли в общем объеме промышленного производства к 2020 году должна увеличиться до 2,5 процентов (сейчас менее процента).
В результате легпром за 2009-2020 годы должен перечислить в бюджеты всех уровней 523,4 млрд руб. налогов. Если этого показателя удастся достичь, объем налогов в 3,6 раза превысит размер расходов на реализацию стратегии.
От шляпок до мешкотары
Как заявлено на сайте областного Минпромторга, «легкая промышленность в Самарской области представлена текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной подотраслями». В списке, выложенном на страничке министерства, перечислено 25 текстильных и швейных предприятий и два предприятия, специализирующихся на производстве обуви и изделий из кожи. Судя по официальной информации, в регионе производятся самые разные отраслевые товары — от элегантных шляпок до мешкотары. На практике немногочисленные крупные предприятия в основном выполняют заказы на пошив одежды для силовых ведомств.
На данный момент проблемы отрасли решаются согласно утвержденного плана мероприятий по поддержке предприятий и организаций текстильной и легкой промышленности Самарской области на 2007-2009 годы.
Что касается стратегии, которая определяет развитие отрасли до 2020 года, то на некоторых предприятиях, опрошенных «ВК», об этом документе даже не слышали. А узнав, не особо обрадовались, посчитав, что он вряд ли положительно отразится на их производстве: «Мы не можем конкурировать с дешевыми китайскими товарами, не можем выиграть конкурсы по госзаказам у предприятий из Москвы и Санкт-Петербурга».
По словам одного из собеседников «ВК», это не стратегия, а выборочная поддержка отдельных производств. «Надо начинать с того, что пользуется спросом — повседневной, рабочей и молодежной одежды. Если мы сможем занять эти сегменты, то и результат будет. Но без помощи государства здесь не обойтись».
Впрочем, есть и положительная реакция. «Хорошо, что у отрасли впервые за два десятилетия рыночных реформ появилась стратегия. Наконец-то правительство обратило внимание на легкую промышленность», - отметил директор Самарской швейной фабрики Николай Тюкавкин.
Есть потенциал
Хотя в Самарской области нет своего города Иваново, потенциал у легпрома губернии есть. «Мы полагаем, что при условии привлечения инвестора, дополнительного финансирования, модернизации и расширения ассортимента продукции для ряда предприятий Самарской области теоретически реализовать стратегию вполне вероятно», - полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Приволжский федеральный округ назван в стратегии одной из территорий, где «целесообразно модернизировать крупные производства, имеющие важное отраслевое и региональное значение». Таких предприятий в целом по округу — три десятка. В перечень пилотных и инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации вошло одно предприятие Самарской области — отрадненский завод по производству нетканых материалов и напольных покрытий ООО «Технолайн». Согласно плану реализации стратегии планируется, что предприятие начнет выпускать новые виды продукции для замещения импортных товаров.
КОММЕНТАРИЙ
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
- Очевидно, что отрасль требует целого ряда преобразований и, прежде всего, ее необходимо сделать привлекательной для достаточно крупных инвесторов. Мы полагаем, что эффективная реализация анонсированной стратегии развития в значительной степени может способствовать качественному улучшению ситуации в отрасли и привести к заметному положительному результату. В частности, поставленная задача достижения доли в 51% представляется нам в целом осуществимой. К тому же на данном этапе есть определенные объективные предпосылки, которые теоретически могут стать своеобразным драйвером усиления позиций отечественных производителей. Прежде всего, речь идет о заметном сокращении объемов импорта на фоне ослабления курса рубля.