По европейским лекалам
Александр Кокшаров
Британская сеть супермаркетов Tesco объявила о выходе на американский рынок. Британцы уверены, что их городские мини-маркеты смогут составить конкуренцию гигантским гипермаркетам Wal Mart
Начиная со следующего года крупнейшая в Британии сеть супермаркетов Tesco начнет работать в Соединенных Штатах. Экспансию на крупнейший в мире рынок розничной торговли продовольствием (600 млрд долларов в год) британская компания планирует начать с Калифорнии и других западных штатов — для начала Tesco откроет здесь 200 магазинов. Первоначальные инвестиции компании составят 436 млн долларов. И лишь после того, как британцы проанализируют первый опыт работы на рынке США, они будут строить дальнейшие планы. Как заявил президент Tesco Терри Лихи, решение начать бизнес в Америке является для компании стратегическим.
На новые рынки
Сегодня Tesco — крупнейшая британская компания в сфере розничной торговли продуктами питания (на ее долю приходится более 30% рынка). Поэтому потенциал роста внутри страны почти исчерпан — дальнейшая экспансия может вызвать вмешательство антимонопольных органов. На Tesco и другие крупные сети супермаркетов в Британии и без того уже поступает много жалоб от небольших продовольственных магазинов, вытесняемых с рынка сетевыми супермаркетами.
Закономерно, что в последние годы компания все больше внимания уделяет зарубежным рынкам. Так, продажи в зарубежных филиалах сети супермаркетов растут очень быстро — на 20% ежегодно. Происходит это и за счет роста продаж уже существующих супермаркетов, и за счет увеличения числа магазинов. К началу 2006 года сети принадлежало уже более 600 магазинов в странах Европы и Азии, суммарная торговая площадь которых превосходит площадь британских торговых точек компании (1800 магазинов). В последние полтора года Tesco особенно активно развивала бизнес в Китае, Таиланде, Японии и укрепляла позиции в центральноевропейских странах.
В течение последнего года группа топ-менеджеров Tesco тайно изучала американский рынок. Они выдавали себя за кинорежиссеров, снимающих фильм о супермаркете. Результатом годичных «съемок фильма» стал бизнес-план
До последнего времени Tesco четко давала понять, что ее не интересует американский рынок, на котором высока конкуренция с гигантской сетью гипермаркетов Wal Mart. Правда, в сентябре 2005 года в прессу стали просачиваться сообщения о возможной покупке британцами американской сети Albertson — за 7 млрд долларов. Но дальше утечек информации в прессу дело не пошло. И вот теперь Tesco решила выйти на американский рынок розничной торговли продовольствием, причем выйти самостоятельно, не покупая местную компанию и не имея местного партнера. Британцы решили, что не могут позволить себе игнорировать рынок, который, по прогнозам аналитиков, вырастет в ближайшие пять лет на 40%.
В течение последнего года группа топ-менеджеров Tesco тайно изучала американский рынок. Они выдавали себя за кинорежиссеров, снимавших фильм о супермаркете, модель которого была отстроена в ангаре в западном Лос-Анджелесе, неподалеку от голливудских студий. Результатом годичных «съемок фильма» стал бизнес-план. Британцы решили, что американские магазины Tesco не будут универсальными супер- или гипермаркетами. В США будет создана сеть мини-маркетов, работающих в формате удобно расположенных небольших магазинов. Ассортимент продуктов будет ограничен — расчет делается на то, что основные закупки покупатели делают в гипермаркетах за городом, а в мини-маркете лишь докупают недостающее. При этом Tesco будет предлагать американцам продукты с большей долей добавленной стоимости.
Такая модель бизнеса не нова для Tesco. У компании уже есть сеть из 800 мини-маркетов Tesco Express в пяти странах мира, например в Великобритании и Ирландии. Главой американского подразделения Tesco станет Тим Мэйсон, нынешний директор компании по маркетингу и недвижимости. Это пока практически вся информация, которую британская компания предоставила о своих планах в США. В частности, Tesco сохраняет в секрете как название американского подразделения — совсем не обязательно, что будет использоваться материнский бренд, так и местоположение конкретных магазинов. Известно лишь, что уже через два года после начала работы на американском рынке Tesco собирается выйти в прибыль.
Мельницы на горизонте
Чтобы достигнуть поставленных целей, Tesco придется очень постараться. Ведь это уже не первая попытка европейских ритейлеров выйти на американский рынок. Например, американское подразделение голландской Ahold так и не смогло добиться успеха. Неудача поджидала и сеть Shaw, принадлежавшую британским супермаркетам Sainsbury's и Kings — проект британской Marks & Spencer. В конечном итоге европейские владельцы отказались от американских филиалов и продали активы.
Tesco тоже не застрахована от неудачи. Во-первых, компания была вынуждена раскрыть свои планы за год до появления на рынке — нужно успеть приобрести и арендовать помещения и получить разрешения от местных властей. Это создает опасность, что американские конкуренты смогут запустить сеть сходного формата, главной целью которой будет не допустить Tesco на местный рынок — отсечь потребителей и помешать приобрести подходящую недвижимость. Например, американская сеть «7-11», работающая в сходном формате, может скупить интересующие Tesco помещения и открыть там свои магазины.
Во-вторых, могут сказаться и различия между Европой и Америкой. В рамках отработанной в Европе модели в мини-маркетах Tesco Express продукты продаются с трехпроцентной надбавкой к стандартным ценам — покупатели платят за удобное местоположение магазина и за долгое время работы (до 23.00 или 0.00). Такая модель работает в зарегулированной Европе, где магазины обычно закрываются рано. В Америке же большинство супермаркетов работают или допоздна, или круглосуточно, а американские потребители привыкли к очень низким ценам на продовольственные товары.
Впрочем, риск, на который идет Tesco, не слишком велик. Рыночная капитализация компании составляет 45,5 млрд долларов, а инвестиции в 436 млн долларов, по оценкам FitchRatings, составят не более 10% от суммарных инвестиций компании. Возможные потери будут менее чувствительными, чем потери от неудачи во Франции. В 1993 году Tesco — тогда куда более скромная по масштабу компания — вышла на французский рынок со своими гипер- и супермаркетами. Однако из-за конкуренции с французскими сетями Carrefour и Casino британцы в 1997 году были вынуждены уйти из Франции, потеряв на этом проекте около 500 млн долларов. Показательно, что продажа французского подразделения была первой задачей вступившего в 1997 году на пост президента компании Терри Лихи. Сегодня он, научившись на прежних ошибках, собирается завоевать еще более многообещающий рынок.
Лондон
www.expert.ru
По европейским лекалам
20.02.2006
Британская сеть супермаркетов Tesco объявила о выходе на американский рынок. Британцы уверены, что их городские мини-маркеты смогут составить конкуренцию гигантским гипермаркетам Wal Mart