Как правильно списать оборудование с баланса предприятия?

29.03.2024


Бухгалтерский баланс отражает имущественное состояние предприятия. В нем перечислены основные, оборотные средства, нематериальные и финансовые активы.

Деятельность хозяйствующего объекта зависит от наличия необходимого оборудования, его надежности и актуальности. С помощью технического оснащения можно увеличить производительность труда, оптимизировать работу сотрудников, повысить качество продукции.

Понятие оборудования и его виды

В словаре Ожегова можно найти такое определение – совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для работы, производства.

На промышленном предприятии применяются:

  • механизмы для перемещения грузов (транспортеры, погрузчики, тележки);
  • передвижные и стационарные двигатели (электрические, бензиновые, дизельные);
  • станки и механизмы для обработки материалов;
  • манипуляторы, пульты управления, машины для дозирования, регулирования технологического процесса.

В торговле, например, используется совсем другое оборудование:

  • мебель (прилавки, стойки, стеллажи);
  • измерительное и контрольно-кассовое (весы, платежный терминал, сканер штрихкодов, фискальный регистратор);
  • холодильное (морозильные лари, витрины и прилавки, холодильные шкафы и камеры);
  • подъемно-транспортное (лебедки, штабелеры, тали, элеваторы).

Срок службы приборов и механизмов зависит от условий хранения, эксплуатации, периодичности техобслуживания. Когда оборудование перестает выполнять свои функции, нужно определять его дальнейшую судьбу.

Основания для списания

Правительство РФ в Постановлении № 834 от 14.10.2010 рекомендовало алгоритм снятия с баланса основных средств. Документ имеет отношение к движимому и недвижимому имуществу, находящемуся в федеральной собственности. Но администрация коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели также могут руководствоваться его положениями.

Постановление толкует процесс списания, как комплекс мероприятий, направленных на признание оборудования непригодным для последующей эксплуатации.

Запрещено выводить с баланса государственное имущество, которое:

  • изъято из оборота (стратегическое вооружение, объекты общественного пользования);
  • является музейным экспонатом, ценным документом. Такие предметы должны быть зарегистрированы в Музейном, Архивном или Библиотечном фондах;
  • находится за пределами России.

Только по согласованию с командованием Росгвардии, ФСБ, их структурные подразделения могут списать движимое имущество. Это обусловлено тем, что некоторые виды техники и приборов являются секретными.

Причины списания

  1. Оборудование устарело морально, имеет место физический износ узлов и деталей.
  2. Механизмы становятся непригодными к дальнейшей работе вследствие неправильного хранения и эксплуатации.
  3. Не используются по назначению длительное время.
  4. Приборы и устройства (в том числе транспортные средства) попали в аварию, чрезвычайную ситуацию, подверглись воздействию стихийного бедствия (наводнение, землетрясение).
  5. Невозможно установить местонахождение оборудования.

Порядок списания

Руководитель организации принял решение о модернизации производства. Для этого необходимо закупить новое оборудование, а старое продать или утилизировать. На крупных предприятиях, в государственных учреждениях имеются постоянно действующие полномочные органы по инвентаризации и списанию техники. Если такого формирования нет, необходимо его учредить.

1. Создание комиссии

Для подготовки и принятия решения о списании надлежит создать компетентный коллектив. Руководство утверждает приказ, в котором формулирует положение о комиссии. В документе указывают состав созданной структуры, назначают председателя. Он должен распределить обязанности, дать поручения, проконтролировать их исполнение.

Заседания комиссии проходят по мере необходимости. Заявления, отчеты надлежит рассматривать не позднее 14-дневного срока с момента подачи документов.

В состав рабочей группы входят заместитель руководителя предприятия или главный бухгалтер (он же председатель), технический специалист, представитель финансового отдела, а также лицо, ответственное за хранение оборудования.

Если члены комиссии не обладают необходимыми познаниями, то председатель может заказать экспертизу технического состояния оборудования для списания, пригласив сотрудника экспертного учреждения.

2. Проведение экспертизы оборудования

После изучения проектно-технической документации, специалист проведет визуальный осмотр прибора, механизма. При наличии видимых повреждений, он фотографирует обнаруженные поломки. Их описание будет зафиксировано в акте дефектации или протоколе.

По мере надобности эксперт использует поверенные приборы и устройства для определения скрытых неисправностей. Некоторые узлы, технические жидкости могут быть доставлены в лабораторию для проведения исследований.

На основании собранной информации специалист сделает выводы, которые изложит в своем заключении. В нем же он оценит вероятность использования некоторых деталей, механизмов для дальнейшей эксплуатации.

Эксперт будет входить в состав комиссии. С ним заключат договор об оплате услуг. Государственные предприятия производят платежи за счет федерального бюджета. Коммерческие организации рассчитываются из своих средств.

3. Деятельность группы по списанию

  1. Комиссия прибывает к месту хранения оборудования и приступает к осмотру. При себе необходимо иметь учетно-техническую документацию. Здесь же присутствует работник, который может включить механизм, провести нужные манипуляции.
  2. После изучения механизма, требуется установить причину, по которой оно непригодно к работе. Например, во время проверки конвейера установлено, что:
    • заклинивают ролики, заметна их изношенность. Из-за этого лента перекошена, движется неровно. Как следствие, сильно нагреваются приводные барабаны. Имеет место постоянный шум и вибрация;
    • рама транспортера искривлена, заметно отклонение от оси ленты конвейера;
    • перекошены опоры роликов в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
    • на самой ленте видны порывы поверхности.

      Возникают такие неисправности из-за интенсивной работы оборудования, постоянной весовой нагрузки. Периодический ремонт может порой обойтись дороже нового конвейера.

  3. Комиссия делает вывод, что механизм устарел морально и физически. Все выявленные неполадки секретарь фиксирует в ведомости дефектации.
  4. На заседании члены группы изучают все имеющиеся документы и приступают к подготовке акта о списании. Его утверждает руководитель организации.

Когда же имущество является государственной собственностью, то решение о списании должно быть согласовано с федеральным органом власти. Затем в течение месяца пакет документов направляют в Агентство по управлению госимуществом.

В случае ликвидации организации задействуют не комиссию по списанию, а ликвидационную.

Снятие с баланса

Оборудование подлежит демонтажу и последующей утилизации. После разбора механизма могут остаться детали или узлы, которые можно продать, использовать в ремонте. Не исключено, что вероятна сдача металлосодержащих элементов в лом.

До окончания мероприятий по демонтированию, технику ставят на учет в бухгалтерии на забалансовый счет.

Руководство предприятия принимает решение по поводу самого оборудования и оставшихся после разбора деталей, узлов (сдать, продать, уничтожить). После этого на основании акта о списании в инвентарной карточке ставится отметка о выбытии объекта.