На заседании клуба цифровых юристов Digital Principle «Правовой статус российских маркетплейсов: мифы и реальность» обсудили торговые онлайн-платформы в контексте антимонопольного законодательства и защиты прав потребителей.
Так, сообщает пресс-служба Digital IP, модератор Digital Principle, профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов отметил, что с правовой точки зрения вопрос о деятельности маркетплейсов очень непрост: «Трудно прийти даже к определению маркетплейса. Порой под это определение подпадает практически любой сайт, оказывающий посреднические услуги продавцам и покупателям. Порой — только три-четыре крупнейшие площадки, бурный рост которых ставит вопросы защиты прав потребителей, антимонопольного регулирования, да и экономических процессов в целом: по некоторым оценкам, крупнейшие маркетплейсы буквально вымыли с рынка большую часть курьеров и складских работников».
Доцент факультета права НИУ ВШЭ, член Консультативного совета при Роскомнадзоре Александр Савельев предложил в качестве критерия маркетплейса доступ к данным и эксклюзивную возможность их анализировать и использовать, например, в рекомендательных алгоритмах, ценовых исследованиях: «Статус маркетплейса подразумевает не просто посредничество в совершении транзакций между третьими лицами, но и обладание особой ИТ-инфраструктурой, позволяющей собирать и анализировать с помощью алгоритмов большие объемы данных о продавцах, покупателях, транзакциях и пользовательской активности на маркетплейсе. При этом юридическая оболочка посредничества может быть разной. Именно IT-составляющая в виде доступа к большим наборам данных и их алгоритмической обработки позволяет маркетплейсам получить особые конкурентные преимущества, сетевые эффекты, дает им рыночную власть, которая порой может сопровождаться и злоупотреблениями».
Эксперт обратил внимание на то, что Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП) был написан еще во времена РСФСР и слабо отвечает реалиям цифровой эпохи. Например, сфера действия закона ограничена реализацией товаров, работ и услуг, когда же речь заходит об IT-решениях, суды любят отказывать в иске о защите прав потребителя на том основании, что такие продукты и отношения представляют собой объекты авторских прав и предоставляются по лицензионным договорам. Как следствие, отношения, связанные с приобретением цифрового контента на маркетплейсах, могут остаться «за бортом» законодательства о защите прав потребителей. Сами же маркетплейсы нередко позиционируют себя по отношению к потребителю как безвозмездный информационный сервис, учитывая, что ЗоЗПП не распространяется на безвозмездные сервисы. В итоге пользовательские соглашения с такими маркетплейсами могут изобиловать условиями, ущемляющими права потребителей (возможность одностороннего изменения условий, исключение ответственности маркетплейса, обязательный претензионный порядок и пр.). Этому также способствует и крайне низкий размер административного штрафа за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей (около 20 000 руб., ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ). Вместе с тем, если выгода от нарушения закона превышает штрафы и иные издержки от его нарушения, такого рода нарушения неизбежно будут продолжаться и дальше.
Директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Алексей Иванов отметил, что ситуация, при которой маркетплейсы получают львиную долю дохода за счет штрафов, взимаемых с курьеров, продавцов и владельцев ПВЗ, ненормальна, а само наличие технологий в нашей жизни — не заслуга маркетплейсов: не маркетплейсы изобрели интернет. Он обратил внимание на то, что «Азбука вкуса» или «Магнит» располагают имущественным комплексом и нанимают работников, маркетплейсы же как будто имеют дело не с сотрудниками, а с предпринимателями, снимая сливки прибыли и перекладывая социальное бремя на государство. Фактически вопрос маркетплейсов — это новое издание проблемы агрегаторов такси.
В защиту маркетплейсов выступил заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. По его словам, маркетплейсы низкомаржинальны и работают с околонулевой рентабельностью, а зарабатывают площадки главным образом за счет своих объемов. «На российском рынке маркетплейсов представлено множество игроков. Не будем забывать, что AliExpress — российская компания. Среди лидеров рынка как минимум “Мегамаркет”, “Яндекс”, Wildberries, Ozon, “Авито”, начинавший как классифайд. “М.Видео”, “Детский мир”, Lamoda тоже все больше переходят на модель маркетплейса. Наконец, существует порядка тысячи небольших нишевых площадок. О каком же доминировании может идти речь?» — задался риторическим вопросом он.
Доминируют Ozon и Wildberries или нет, жалобы в Госдуму на них сыплются со времен ковида, рассказала член комитета Госдумы по защите конкуренции Ирина Филатова: «Жалобы поступают от сотрудников и владельцев ПВЗ, продавцов, добросовестных производителей, в том числе иностранных. Серьезнейшая проблема — контрафактный товар, в том числе запрещенные в России лекарства. Решением могло бы стать обязательство со стороны маркетплейсов “зафиксировать” продавцов и поставщиков, чтобы те не могли испариться в случае возникновения претензий. Кроме того, могло бы оказаться полезным выделение отдельного регулирования для товарных маркетплейсов и маркетплейсов чисто информационных».
Важно
- Эко-кластер «Зеленая нить» стал победителем Национальной экологической премии
- В Смоленской области появится российско-белорусский семеноводческий центр по селекции семян льна
- Сегмент «Одежда» стал лидером распродаж ноября на Ozon
- Россия заинтересована в поставках текстильной продукции из Туркменистана
- Правительство продлило программу передачи конфиската легпрома на гуманитарные нужды