Латвия, Россия и Белоруссия планируют развивать льноводство в Латгалии, Псковской и Витебской областях

26.04.2012

В рамках трансграничного сотрудничества европейских регионов Латвия, Россия и Белоруссия планируют реализовать масштабный аграрный проект. Речь идет о развитии льноводства в Латгалии, Псковской и Витебской областях.

Латвия, Россия и Белоруссия планируют развивать льноводство в Латгалии, Псковской и Витебской областях

В рамках этого проекта может быть засеяно прядильным льном-долгунцом минимум 6 тыс. гектаров приграничных земель, а то и вся стокилометровая приграничная полоса. В реализации задуманного деньгами поможет Европа, сообщает РИА Мода.

В 2015 году вступит в силу единое требование для производителей всех 27 стран ЕС о повышении качества материалов обивки интерьеров машин. Таким концернам, как BMW, Fiat, Renault, и другим придется обивать салоны и багажники исключительно натуральными материалами - тканями на основе хлопка, льна, джута и т. д., полностью отказавшись от наиболее распространенной синтетической обивки.

«Для России, Латвии и Эстонии сегодня еще есть возможность участия в этом проекте, который может быть реализован в рамках частно-государственного партнерства (РРР). Почему лен? Дело в том, что уже разработан проект льноводства в соседних с нами странах, где может быть использовано частичное финансирование ЕС в рамках развития приграничного сотрудничества, а также частные инвестиции, - говорит «Часу» советник по торговым и экономическим вопросам посольства России в Латвии Евгений Тихонов. - В Псковской области очень хорошие пахотные земли, которые сегодня простаивают или используются под зерновые, картофель, рапс и другие культуры. В Латгалии и Витебской области также в больших объемах возделывали лен со времен домосковской Руси, успешно экспортируя пеньку, пряжу, ткани на запад и север Европы. Мы сегодня рассчитываем реализовать этот проект за три года, чтобы уже в 2015 году льняные ткани и войлок использовались в автопроме ЕС».

Сегодня ткацкие фабрики России, Белоруссии и Латвии экспортируют западноевропейское сырье. По статистике урожаи этой культуры за последние четверть века в России и Латвии снизились в двадцать раз. Ситуация с льноводством в Белоруссии, где благодаря плановой аграрной политике сохранились еще с советских лет льняные поля, немного лучше. В ЕС занимаются этой культурой валлонские и фламандские фермеры. Во Франции и Бельгии также находится большинство переработчиков волокна в пряжу, войлок, ватин и ткани. В этих странах сложилось сильное льноводческое лобби и меры протекционизма глобального еврорынка от, например, импорта белорусского текстиля предельно жесткие и деформируют закон свободной конкуренции.

Институт защиты растений совместно с Институтом льна Белорусской академии наук подсчитал, что себестоимость одной тонны льняного волокна из прогрессивного сорта культуры составляет около 632 долларов. При этом валяный войлок, сделанный из этой тонны, имеет добавленную стоимость более 70%, а скатерти, костюмы, рушники и тому подобная продукция продается в рознице в десятки раз дороже. Фактическая рентабельность бизнеса крестьян-льноводов составляла, однако, всего лишь 15%, и поэтому с этим растением можно работать только при гарантированном субсидировании.

Президент Латвийской ассоциации предприятий легкой промышленности Гундар Страздс сообщил, что данный проект должен быть детально изучен и согласован в текущем году. И никак не позднее. «Дело в том, что салоны в европейских машинах (около 30 кг обивки на одну машину) станут обивать органическими материалами уже скоро, - говорит он. - Лоббисты из Франции и Бельгии постараются занять эту рыночную нишу, если у нас в 2015 году не будет аналогичной продукции. Далее, льноводство в этом трансграничном проекте должно рассматриваться вместе с коноплеводством: если в Латвии и Белоруссии сельхозконоплю (т. е. не содержащую каннабиолов) выращивают спокойно, то служба наркоконтроля РФ смотрит на это как на атаку марихуаны.

Далее, очевидно, что вместе с заводами по первичной переработке сырья (отслаивание волокна стеблей, трепка, сушка) нужна инфраструктура и вторичной переработки - я не говорю, что там должны делать ткань, пусть будет хотя бы войлок». Сегодня в Латвии всего шесть фирм, таких как резекненские Latgales lini и Baltiks East, LinEx из Лудзы и Lakra из Краславы, занимаются переработкой льна. И посевы культуры занимают меньше 200 га. Проблема, по словам г-на Страздса, в том, что землю под капризный долгунец надо готовить на протяжении трех лет.

Чтобы воплотить этот проект при частичном финансировании ЕС, каждой из стран-участниц нужно не менее 10 млн евро частных инвестиций. В каждой стране должно быть засеяно не менее 2 тыс. гектаров земли, что дает около 10 тыс. тонн волокна. На такой объем нужны три-четыре завода первичной переработки, поставленных возле полей, и как минимум одна фабрика глубокой переработки. Сейчас нужно создать межгосударственную рабочую трехстороннюю группу, скажем, по двое представителей ЛР, РФ и РБ, детализовать проект.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот