
По словам Владимира Путина, закрытие Черкизовского рынка поддержало легкую промышленность России. «Мелкооптовое торговое звено стало ориентироваться на отечественного производителя», — пояснил он. Согласно приведенным премьер-министром данным, объем производства трикотажа увеличился на 3%, костюмов — на 13%, брюк — на 16%.
Данные Росстата за десять месяцев 2009 года противоречат словам премьера. Так, за январь—октябрь нынешнего года в России было произведено 1,9 млн костюмов, что на 31,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и 7,75 млн пар брюк (на 14,4% меньше). Между тем с июля, когда был закрыт Черкизовский рынок, показатели отрасли действительно начали расти от месяца к месяцу. Первый вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Надежда Самойленко отмечает рост производства трикотажа, платьев и комбинезонов.
Опрошенные РБК daily эксперты единогласно утверждают, что для роста отечественной легкой промышленности необходимо бороться с продукцией «неизвестного происхождения». По словам г-жи Самойленко, контрафакт занимает более 40% рынка одежды в России, тогда как на отечественных производителей приходится всего 20%. В 2008 году объем российского рынка одежды составил 40—41 млрд долл., подсчитали в Discovery Research Group. Основной поток контрабанды идет из Китая и Турции. «Если меры по борьбе с контрафактом будут ужесточаться и дальше, наша промышленность готова нарастить долю до 50%», — обещает г-жа Самойленко.
Губернатор Ивановской области Михаил Мень рассказал РБК daily об инициативе, внесенной на рассмотрение Минэкономразвития, по введению заградительной таможенной пошлины на ввоз тканей и одежды. «Конечно, такие пошлины могут быть введены только на те товары, аналоги которых производятся на территории России», — подчеркнул г-н Мень. По словам собеседника РБК daily, мужские костюмы отечественного производства уже сейчас занимают 80% в общероссийских продажах.
В то же время владельцы торговых сетей жалуются, что товары российского производства далеко не всегда могут выдержать конкуренцию с зарубежными аналогами. «Среди российских компаний есть те, кто производит качественную и недорогую одежду, но их, к сожалению, пока немного», — говорит гендиректор сети «Вещь!» Ольга Еремеева. Она добавляет, что немногие отечественные производители способны обеспечить продукцией всю сеть из 57 магазинов. «Им просто не хватает мощностей, — замечает г-жа Еремеева. — Зато такие мощности есть в Белоруссии». Президент Finn Flare Ксения Рясова рассказала РБК daily, что с начала кризиса компания частично перешла на российское производство. «Это было выгодно, когда доллар стоил 38 руб. Сейчас, при курсе 29 руб., это потеряло смысл», — говорит она.
Представители швейного бизнеса, в свою очередь, утверждают, что товары, которые продавались на Черкизовском рынке, никуда не исчезли — они перераспределились по другим рынкам, таким как «Лужники» и «Москва» в Люблино. По мнению ритейлеров, «рыночный» покупатель не изменил своей психологии, не перешел в сетевые магазины, а продолжил закупаться на действующих рынках.
РБК daily