Как рассказал председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности Гунтар Страздс, сейчас в отрасли работает 747 компаний (с учетом 345 микрофирм, в которых трудится до 5 человек).
В основном латвийские швейники работают на экспорт, доля которого составляет 82-85%. Поставляют продукцию — готовую одежду, нижнее и постельное белье, пледы — в Эстонию, Скандинавию, Германию, Данию. Основными заказчиками являются крупные западные торговые сети, такие, к примеру, как H&M. Г-н Страдзс рассказал, что латвийские предприятия являются поставщиками примерно для 40 известных брендов.
За последние годы взаимоотношения с западными партнерами претерпели существенные изменения. Если раньше предприятия выполняли в основном чисто механическую работу — раскраивали одежду по предоставленным заказчиками лекалам и сшивали ее, то теперь сами разрабатывают модели, дизайн, лекала. "Заказчик просто говорит: нам нужны, к примеру, спортивные рубашки. А предприятия уже делают свои эскизы и предлагают готовые модели", — рассказал Гунтар Страздс.
Товар требуется самый разнообразный — от джинсов и платьев до шуб и пальто. По словам г-на Страздса, латвийские предприятия достаточно универсальны и способны выполнить любой заказ в соответствии с тенденциями европейской моды и рыночного спроса.
Почему заказывают в Латвии, а не, к примеру, в Китае? По ценам Латвия сейчас не самая дешевая страна. Но наш козырь в том, что предприятия берутся за небольшие заказы, а в Поднебесной требуется, чтобы объемы партии исчислялись десятками тысяч. Наши же готовы шить по 50-500 штук. Если заказ на одну модель составляет 1000 единиц, то это уже считается крупной партией.
До 2008 года ежегодный прирост объемов производства в отрасли составлял примерно 11-14%.
Вроде бы не так уж много, учитывая всеобщий потребительский бум, охвативший не только Латвию, но и весь западный мир. Но это связано с тем, что в 2005-2006 годах предприятия вышли на максимальную мощность, — просто не хватало технических ресурсов и рабочей силы, чтобы наращивать объемы. Приходилось даже отказываться от заказов. К 2007 году оборот в отрасли, по словам г-на Страздса, достиг около 320 млн. латов.
А в 2008 году начался спад — оборот снизился на 8%. К концу 2008 — началу 2009 года предприятия уже почувствовали кризис в полной мере. Закрылись два производителя пряжи — Juglas Manufaktura и Ogres Yarns. Произошло и существенное сокращение персонала — уволили около двух тысяч человек, и теперь в отрасли осталось около 16 тысяч работников.
В этом году спад продолжился. По прогнозам г-на Страздса, к концу года в целом падение объемов производства составит около 20%. Большое снижение произошло, к примеру, в сегменте рабочей одежды. Основными заказчиками были Швеция, Финляндия и Германия, но поскольку кризис подкосил и их заводы, а также строительную отрасль, спрос на одежду для работников резко упал.
Больно ударил по отрасли и дефицит оборотных средств в первом квартале — при отсутствии помощи со стороны государства и банков. "У нас тогда не хватало сырья для выполнения заказов и не было средств, чтобы его купить. Надеялись получить госгарантии и взять кредиты в банках. Но государство нам так и не помогло, а банки давали тогда кредиты под 18%. В итоге предприятиям пришлось отказываться от заказов. Из-за этого за три месяца мы потеряли экспорт примерно на 12 миллионов латов", — рассказал Гунтар Страздс.
В июле этого года по сравнению с июлем прошлого был отмечен прирост практически по всем группам товаров в среднем на 5%. Г-н Страздс связывает это с перераспределением игроков на рынке — на Западе закрываются некоторые швейные и текстильные предприятия, а наши занимают их место. Банкротств в этом году пока не было. А зарплата по отрасли в среднем снизилась на 8%, что по сравнению с общей ситуацией в государстве можно считать большим достижением.
Улучшилась и лояльность финансового сектора к бизнесменам: по крайней мере есть несколько банков, которые не требуют дополнительных гарантий. На помощь государства предприниматели больше не рассчитывают. "Мы ясно поняли одну вещь: обещания правительства — это пустой звук. Надо самим кувыркаться любым способом — за счет оптимизации и собственных средств", — говорит глава ассоциации.