Лен – мечта или реальность

30.11.2005

Если рассуждать теоретически, про лен все понятно даже малым детям. Исконно русское сырье для текстильного производства. Единственное, которое растет в нашем климате. Испокон века используется в производстве одежды, постельного и столового

Лен – мечта или реальность
Если рассуждать теоретически, про лен все понятно даже малым детям. Исконно русское сырье для текстильного производства. Единственное, которое растет в нашем климате. Испокон века используется в производстве одежды, постельного и столового белья. То есть заниматься льном, вроде бы должно быть выгодно априори. Но это в теории. А на практике у всех участников льняного рынка – свои интересы, трудно совместимые между собой. О них шла речь на заседании круглого стола «Льняной комплекс России: состояние и перспективы развития».
Интересы сельхозпроизводителей озвучил Виктор Абрашин – начальник отдела растениеводства областного управления сельского хозяйства.
Село нуждается в повышении закупочных цен на выращенный лен. Суммарный уровень федеральных и региональных субсидий сегодня составляет 3,3 тыс. рублей на тонну льноволокна. (За два года из областного бюджета было выделено 8 млн. рублей на программу поддержки льноводства)

–Для того, чтобы производить лен было выгодно уровень субсидий должен составлять 5 тысяч рублей, — отметил Виктор Абрашин, — должна вырасти и закупочная стоимость на лен-тресту. А за последние годы она упала на 30%. При нынешнем соотношении цен селянам не под силу приобретать новую технику, а без этого теряется качество.
Результат предсказуем – за последние 14 лет доля льна в валовом национальном продукте сократилась в 30 раз, за 20 лет в 5 раз сократились посевные площади. Из 80 льносеющих хозяйств осталось 32, из семи льнозаводов – 2.
В будущем году льносеющие хозяйство вновь собираются сокращать посевные площади.

В поисках «виноватого» селяне обращают взор на переработчиков льна, в частности Торговый дом «L» и «Евролен», которые сегодня являются монополистами и держат низкие закупочные цены на сырье. (Те в свою очередь не соглашаются оставаться крайними и подчеркивают, что руководствуются интересами производства и заботятся о конкурентоспособности российских тканей, ради которой, собственно, все и затевалось).
Впрочем, некоторые поводы для оптимизма у производителей есть — в проекте бюджета на 2006 год предусмотрено увеличение финансирования льноводства до 5 млн. рублей (в том числе возможна компенсация ставок по кредитам льноперерабатыващих предприятий).

Еще одно звено льняной «цепочки» — льнозаводы. Как отметил исполнительный директор национальной ассоциации льна и пеньки Дмитрий Семенов, ситуация на рынке трепаного льноволокна осложняется неконтролируемым ввозам импортного льноволокна и льняной пряжи по толлинговым схемам для последующей переработки на российских льнокомбинатах. В результате льнозаводы не могут выгодно продать свою продукцию и, соответственно, расплатиться за льнотресту с селянами.
То есть пока производство льна – это цепочка, в которой существуют звенья с прямо противоположными интересами. Каждый хочет подороже продать свою продукцию и подешевле купить сырье. Отчасти выходом из положения является ситуация, когда льнозавод входит в текстильный комплекс.
На заседании круглого стола по проблемам льноводства руководитель научного направления «Химия текстильных материалов, Института химии растворов РАН профессор Андрей Морыганов озвучил идею, которая позволит объединить производство льна в единый цикл – от выращивания до глубокой переработки.
Это льнокрпорация — целый комплекс опытно-промышленных цепочек, позволяющих перерабатывать лен и его отходы в высококачественные ткани и нетканые материалы, товары медицинского и промышленного назначения.

В том числе — ваты тампонов из короткого льноволокна (по гигроскопичности они значительно превосходят имеющиеся аналоги, обладают дополнительными антисептическими свойствами), технических материалов, которым можно придавать целый комплекс защитных свойств, существенно превышающих нормативные показатели, а также мебельно-строительных плит из костры (не содержащих формальдегид и являющиеся экологически безопасными в производстве и эксплуатации).
При этом не затрагиваются существующие ныне технологические цепочки производства изделий из длинноволокнистого льна – основного продукта льнопереработки. Но, по словам Андрея Морыганова, повысив рентабельность производства, можно было бы снизить стоимость длинного волокна.
— Использование отечественного сырья — это важнейшая составляющая стратегической и сырьевой безопасности страны, — отметил Андрей Морыганов, — в начале ХХ века Россия являлась крупнейшим производителем льна-долгунца и экспортировала 85% произведенного льноволокна в страны Европы и Америки. Торговля льном приносила более 10% национального дохода. Сегодня же ситуация изменилась, по сравнению с 1910 годом (когда был достигнут рекордный показатель — 570 тысяч тонн) выработка льна сократилась более, чем в 20 раз.

Ряд разработок, которые предлагается применить в создании льнокорпорации, уже прошли апробацию в промышленных условия (в частности, технология производства льноваты, начнет применяться в Тюмени, где завершается строительства профильного завода), защищены патентами и отмечены международными дипломами.

По инвестиционным показателям проект выглядит вполне оптимистично: необходимый объем инвестиций – 800 млн. рублей, при этом после начала работы на полную мощность льнокорпорация способна будет производить продукцию на сумму 3,8 млрд. рублей в год. Причем продукции конкурентоспособной и востребованной. Предполагается, что в производстве будет занято 4000 человек со средней заработной платой – 10000 рублей.
Общие налоговые поступления за первые пять лет реализации проекта составят 2,2 млрд. рублей (при ныне действующих ставках).
По мысли Андрея Морыганова к созданию льнокорпорации должны быть привлечены средства населения через выпуск и распространение ценных бумаг. Создание корпорации сегодня перешло в практическую стадию — уже подписаны договора о намерениях – Торговый дом «L», ОАО «Яковлевский льнокомбинат», ЗАО Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика.
Впоследствии, как считают ученые возможно объединение мощностей 10-15 льносеющих областей. Это поможет государству поставить крест на планах хлопкосеющих стран по завоеванию монополии на российском текстильном рынке.
www.chastnik.ru

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот