Пять мифов о российской легкой промышленности

24.12.2013

И почему Россия вскоре может составить конкуренцию Китаю.

Пять мифов о российской легкой промышленности

У нас, россиян, очень странный менталитет. С одной стороны, мы считаем себя самыми умными и находчивыми. С другой - у нас крайне модно быть нытиком. Мол, все у нас хуже, чем у других, и руки растут из неправильного места.

Доказательство тому - любой магазин. На прилавках сплошной импорт. А по некоторым категориям товаров отечественной продукции и вовсе не сыскать. Верно говорю, да?

Но все вышеперечисленные утверждения - всего лишь стереотипы, сложившиеся у нас за последние пару десятилетий. Во многих сферах ситуация сейчас стала заметно меняться к лучшему, но мы по-прежнему продолжаем жить в окружении мифов. Видимо, пришло время их развеять. Начнем с легкой промышленности.

Миф 1

«Мы живем только за счет продажи нефти»

Этот стереотип укоренился в нашем сознании очень прочно. Мол, знай себе качаем нефть-кормилицу и продаем ее на Запад и на Восток, получая за это нефтедоллары. Гоним на экспорт сырье, не задумываясь о производстве продукта с более высокой добавленной стоимостью. На самом деле все не совсем так.

Во-первых, доля нефти, газа и других природных ресурсов составляет лишь около 50% от наших доходов. Во-вторых, сама по себе добывающая отрасль сейчас находится на пике технологического развития в мире. И в-третьих, продажа ресурсов дает средства всей экономике, что позволяет поддерживать относительно высокий уровень жизни и развивать другие сферы промышленности.

К примеру, доля текстильной отрасли в последние годы только растет. Оживают и модернизируются старые фабрики, появляются новые производства. Это убедительно доказывают цифры статистики. Общий объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2012 году составил  2,8 трлн. рублей, а в 2013-м может составить более 3 трлн. рублей. И, следовательно, у нашей легкой промышленности есть огромный потенциал роста за счет внутреннего спроса.

Миф 2

«Мы никогда не сможем составить конкуренцию Китаю»

Такого рода упаднические настроения циркулируют в нашем обществе давно. Но бизнес привык смотреть на вещи рационально. Если производить продукцию дешевле в Азии, то производство переносится туда. Так происходило в 90-е годы. Но сейчас процесс стал обратным. Многие компании закрывают фабрики в Китае. Об этом, например, свидетельствует недавнее исследование компании Boston Consulting Group. Рабочая сила в Поднебесной перестала быть дешевой. И это отражается на себестоимости продукции. Выходов два: либо переносить производство в другие страны Юго-Восточной Азии, либо развивать их ближе к своему потребителю.

Именно так уже поступили многие российские предприниматели, занимающиеся пошивом одежды. К примеру, известный дизайнер Кира Пластинина разместила собственное предприятие в Подмосковье. Ее коллега Алена Ахмадулина открыла фабрику в Санкт-Петербурге. Основной посыл понятен - чем ближе производство, тем легче контролировать процесс и следить за качеством изготавливаемой продукции.

Это давно понял и владелец компании «Глория Джинс» Владимир Мельников, у которого сейчас 48 фабрик по производству одежды в России и на Украине. Во время кризиса, чтобы снизить издержки, он закрывал фабрики в Китае и открывал их на родине.

Кстати, как говорят эксперты рынка, наша страна вполне может занять нишу на мировом текстильном рынке. Где-то в «золотой середине» между дешевым азиатским ширпотребом и дорогими европейскими брендами. Один из способов достижения этой цели - локализация иностранных производителей. Наподобие того, как это сделано в автомобильной промышленности. Это, конечно, еще в будущем. Но хороший задел у наших текстильщиков уже есть.

- Российские компании уже могут на равных конкурировать на рынке масс-маркета в сфере производства мужских костюмов, постельного белья, домашнего текстиля, обуви, трикотажных изделий, нетканых материалов, готовой кожи и ряда других позиций, - считает Виктор Евтухов, замглавы Минпромторга России. - У нас имеются прекрасные дизайнерские работы, успешно развивается сфера высокой моды. И сейчас, когда начался массовый исход мирового производства из Китая, наступил очень удобный момент для развития отечественного легпрома.

Миф 3

«Наших производителей никто не поддерживает»

В России принято ругать власть. И сравнивать с тем, как сильно помогают предпринимателям на Западе. Но отчасти это тоже стереотип. Российское правительство делает все возможное, чтобы помочь развиться бизнесу в стране. Другое дело, что напрямую деньги из бюджета дать невозможно. Государству необходимо создать такую систему стимулов для предпринимателей, чтобы у них появилась возможность развиваться.

Судите сами - самый сложный период для нашей промышленности наступил во время кризиса. Платежеспособный спрос со стороны населения упал, кредиты подорожали. В таких условиях многим предприятиям пришлось туго. Тогда в правительстве приняли Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года.

Во-первых, власти поддержали наших производителей госзаказами. К примеру, за последние годы в рамках Гособоронзаказа доля отечественной продукции в закупках увеличилась с 30 до 70%. Наши фабрики производят форменную одежду и обувь для всех силовых структур. Во-вторых, планируется создание текстильных кластеров в нескольких регионах страны.

- Государство помогает с получением льготных кредитов, предоставляет налоговые преференции -  предоставление на уровне региона различных льгот на имущество и на уплату налога на прибыль, - говорит Виктор Евтухов. - Мы понимаем, что легкая промышленность долгое время не проходила комплексную модернизацию. В связи с этим было принято решение по обнулению таможенных пошлин для ввоза технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России.

И, наконец, используются и другие меры поддержки. К примеру, в 2009 году таможенники примерно вдвое подняли пошлины на ввоз обуви с кожаным верхом. Это не только привело к росту таможенных сборов, но и дало стимул местным производителям. В итоге последние резко увеличили выпуск обуви в стране.

Миф 4

«У нас нет своего сырья»

Действительно, после распада СССР мы потеряли доступ к сырьевой базе. Раньше заведено было так: хлопок выращивали в среднеазиатских республиках, а текстильную продукцию производили в Центральной России. В правительстве намерены поменять существующее положение вещей.

«Прорабатывается также возможность выращивания хлопка на территории России. В результате многолетних исследований создан скороспелый сорт хлопка АС-1, который отличается от мировых аналогов большей устойчивостью к засухе, - рассказывает Виктор Евтухов. - В прошлом году этими семенами засеяли экспериментальное поле в Астраханской области, с которого был собран урожай и осуществлена его промышленная переработка в ткань. Результаты - положительные!»

Кроме того, с развитием технологий все большее распространение получают  ткани из синтетических и искусственных волокон и нитей. По итогам работы за 10 месяцев 2013 года темп роста их производства в России составил 54,9%. Единственная проблема - в качестве сырья здесь используются химические волокна последнего поколения, которые практически не отличаются от натуральных. В ближайшее время их производство планируют наладить и в нашей стране.

Планы у правительства амбициозные. В соответствии со стратегией долю отечественной продукции на текстильном рынке планируется довести до 50%. Плюс увеличить объемы экспорта - с 1 до 3 - 5 млрд. долларов в год.

Миф 5

«У нас ужасное качество - лучше импортное покупать»

Этот стереотип, похоже, остался у нас с советских времен. Тогда модно было щеголять во всем импортном. Тем не менее результаты последних социологических опросов обнадеживают. У россиян нет предубеждения к отечественной продукции. При правильном соотношении цены и качества продукцию с лейблом Made in Russia готовы покупать многие.

Чтобы закрепить эту установку в массовом сознании, в Минпромторге решили утвердить специальный «Знак качества». Им будут маркироваться все товары, прошедшие систему подтверждения качества. Для потребителей это станет сигналом для покупки, который будет означать, что они покупают качественную продукцию, поддерживают российского производителя и защищены от покупки контрафактных товаров.

«Потребность в формировании новой системы уже давно назрела как среди потребителей, так и производителей. Идея ее создания поддержана крупнейшими объединениями отрасли», - сказал Виктор Евтухов.

Кстати, подобные знаки являются общепринятой мировой практикой и широко используются в развитых странах. Так, в Евросоюзе товары маркируются отметкой CE-mark. Она означает соответствие продукции нормам ЕС. В той же Германии электротехнические товары могут получить знак качества VDE.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

К 2020 году в России планируется увеличение доли всех российских товаров легкой промышленности до 50%. Снижение доли теневого производства и нелегального импорта - до 10%. Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска - до 46%. Увеличение экспорта в 3 раза - до 3 - 5 млрд. долларов.

НАШИ БРЕНДЫ

Кто в России производит одежду, обувь и домашний текстиль

● Gloria Jeans

● Kira Plastinina

● «ДМ-Текстиль»

● «СТК-Текстиль»

● «Егорьевский текстиль»

● Трехгорная мануфактура

● «Котофей»

● «Парижская коммуна»

● «Трувор»

● «Сударь»

● VENZANO

● «Юнистайл»

● Gee Jay

● Ralf Ringer

● «Даргез»

● «TBOE»

И целый ряд других.

Алексей Кузнецов,
Комсомольская правда


Marina
Marina
+1117
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот