Все ключевые цифры рынка достаточно неопределенны. С одной стороны, по словам президента Итальянской ассоциации производителей обуви (ANCI) Вито Артиоли, экономика пошла в рост, заказы растут, на выставку вернулись американские и британские байеры. С другой стороны, нет уверенности в том, что эта динамика будет устойчивой.
За три года экономического спада количество итальянских компаний уменьшилось и продолжает уменьшаться: 6263 (2008), 6028 (2009), 5804 (2010). В прошлом году закрывалось каждое пятое предприятие. Так же неуклонно снижается занятость в секторе: 85,9 тыс. человек в 2008 г., 82,9 тыс. человек в 2009 г., 80,2 тыс. чел. в 2010 г.
Экономические показатели |
Измерения |
2008 |
2009 |
Динамика 2009г. по отношению к 2008 г., % |
2010 |
Динамика 2010 г. по отношению к 2009 г., % |
Производство |
млн. пар |
225,2 |
198 |
-12,1 |
201,8 |
+1,9 |
млн. евро |
7319,24 |
6468,48 |
-11,6 |
6730,15 |
+4 |
|
Экспорт |
млн. пар |
221,8 |
192,3 |
-13,3 |
223,6 |
+16,3 |
млн. евро |
6914,98 |
5815,35 |
-15,9 |
6707,4 |
+15,3 |
|
Импорт |
млн. пар |
352,6 |
309,9 |
-12,1 |
356,5 |
+12,7 |
млн. евро |
3350,26 |
3184,09 |
-5 |
3706,6 |
+16,4 |
|
Сальдо торгового оборота |
млн. евро |
3564,72 |
2631,26 |
-26,2 |
3000,83 |
+14 |
Внутреннее потребление |
млн. пар |
193,8 |
191,5 |
-1,2 |
нет данных |
нет данных |
млн. евро |
3567,9 |
3543,94 |
-0,7 |
нет данных |
нет данных |
Источники: ISTAT, INPS, SITA RICERCA.
Всего в Италию было ввезено 330 млн. пар обуви (почти на 41 млн. пар больше, чем в 2009 году) на общую сумму 3,4 млрд. евро.
Согласно опросам ANCI, 51 % итальянских производителей незначительно увеличат производство в 2011 году, около 15 % из них нарастят объемы производства более чем на 10 %. В то же время 35 % заявили о сокращении производства в текущем году.
Таблица 2
Тип обуви |
Стоимость, млн евро |
Динамика 2010 г. по отношению к 2009 г., % |
Объем продаж, млн пар |
Динамика 2010 г. по отношению к 2009 г.,% |
Мужская обувь (исключая сникерсы) |
1013,73 |
- 2,8 |
14,99 |
- 2,8 |
Женская обувь (исключая сникерсы) |
2540,48 |
- 1,2 |
47,6 |
- 1,9 |
Детская обувь |
428,09 |
- 3,5 |
14,5 |
- 4,8 |
Спортивная обувь и сникерсы |
1820,2 |
+ 1,2 |
34,5 |
+3 |
Домашняя обувь |
529,9 |
- 0,1 |
46,8 |
- 1,2 |
Всего |
6332,4 |
- 0,9 |
158,4 |
-1 |
Итоги первого квартала 2011 года обнадеживают: 42 % компаний заявили о том, что их работа стабильна; пессимистов, ожидающих ухудшения, – 15 %.
Итальянцы рассчитывают на рост импорта: предварительные заказы от иностранных байеров, полученные на коллекции «Осень-зима 2011/2012», увеличились на 57 %. В то же время заказы местных владельцев магазинов выросли на 29 %.
Страна |
Январь - ноябрь 2010 |
||
стоимость, млн. евро |
объем, млн пар |
средняя цена за пару |
|
|
731,1 |
154,1 |
4,74 |
|
361,2 |
26,6 |
13,6 |
|
321 |
14,4 |
22,2 |
|
219,6 |
19 |
11,6 |
|
203,9 |
6,8 |
29,8 |
|
157,8 |
6 |
26 |
|
156,4 |
12 |
12,9 |
|
145 |
10,3 |
14,1 |
|
140,9 |
10,8 |
12,9 |
|
138,5 |
8,8 |
15,8 |
Спрос
С точки зрения категорий стоит особо выделить рост производства обуви с верхом из кожи – на 9,6 % по количеству пар. В прошлом году итальянские обувщики сшили кожаной обуви на 5 млрд. евро. Хуже всего себя чувствуют производители мужской и детской обуви для повседневной носки. Их производство уменьшилось на 2,3 % и 6,1 % соответственно.
Аналогичная ситуация с производством туфельной группы. Туфель для женщин стали шить больше на 11,9 %, для мужчин и детей – меньше на 9,6 % и 6,8 % соответственно.
На 18 % выросло производство осенне-зимней обуви: ботинок и сапог.
Сегмент синтетической обуви вырос на 26 % по объему.
Экспорт
За 11 месяцев 2010 года экспорт вырос на 15,4 % по количеству пар и на 14 % – по стоимости. Возможно, в абсолютных цифрах такой рост не кажется большим, но по сравнению с основными европейскими конкурентами итальянцев – Португалией и Испанией – его, без сомнения можно назвать впечатляющим. В Испании, по данным Eurostat, экспорт вырос на 2,9 %, в Португалии – на 3,9 %.
Материалы для верха |
Январь - ноябрь 2010 |
Динамика 2010 г . по отношению к 2009 г .,% |
||||
стоимость, млн евро |
объем, млн пар |
средняя цена за пару |
стоимость |
объем |
средняя цена за пару |
|
кожаная обувь |
4965,7 |
123,5 |
40,22 |
+11,68 |
+9,61 |
+1,89 |
обувь из синтетических материалов |
554,1 |
45,2 |
12,25 |
+23,46 |
+26 |
-2,02 |
домашняя обувь |
48,5 |
8,8 |
5,53 |
+8,89 |
+21,5 |
-10,35 |
резиновая обувь |
26,3 |
3,2 |
8,13 |
+30,5 |
+26,04 |
3,58 |
текстильные/иные материалы |
533,1 |
24,8 |
21,52 |
+28,9 |
+25,16 |
+2,96 |
всего |
6127,8 |
205,5 |
29,82 |
+14,04 |
+15,36 |
-1,15 |
Однако средняя цена за пару уменьшилась на 2,4 %, составив около 30 евро. Всего было экспортировано 223,6 млн. пар на общую сумму 6,7 млрд. евро. И это хорошая новость, потому что экспорт наконец-то превысил докризисный порог в 222 млн. пар (именно столько было экспортировано в 2008 году).
В мировом масштабе у итальянцев 6 главных рынков сбыта. 4 из них в прошлом году выросли: французский – на 14,9 %, немецкий – на 16,8 %, американский – на 23,4 %, российский – на 13,9 % по цене, на 19 % по объему. 2 – японский и арабский – не показали ожидаемой динамики. Продажи в Японии выросли всего на 3,5 %, в ОАЭ уменьшились на 4 %.
Страна |
Январь - ноябрь 2010 |
||
стоимость, |
объем, млн. пар |
средняя цена за пару |
|
|
988,7 |
38 |
26 |
|
795,8 |
34,8 |
22,9 |
|
558 |
11 |
50,7 |
|
419,4 |
9,5 |
44 |
|
409,4 |
5,6 |
73,7 |
|
383,6 |
14,7 |
26,2 |
|
285,8 |
12 |
23,8 |
|
250,2 |
7 |
35,4 |
|
238,3 |
9 |
26,3 |
|
172 |
5,8 |
30 |
Все значимые для обувного рынка итальянские провинции заявили о росте экспорта: Тоскана – на 14,9 %, Венето – на 7,7 %, Марке – на 5,6 %, Ломбардия – на 5,4 %. Экспорт обуви растет даже в таких сравнительно далеких от обувной индустрии регионах, как Кампанья (+13,9 %) и Пулья (19,9 %).