Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми нитями (иногда золотыми и серебрянными) по рисункам (картонам).

Гобелены ткались на особых ручных станках методом выборочного ткачества, т.е. по частям. Отдельные участки сшивались тонким шелком. Характерной особенностью гобелена является рубчатая поверхность лицевой стороны и неровная поверхность изнанки.

Гобелены были настолько популярны, что ими стали называть в 19 веке шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения.

Техника шпалер была известна уже в Древнем Египте, Древней Греции, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Самые ранние европейские шпалеры относят к 11-12 векам, впервые они появились в Германии. В более позднее средневековье основными центрами шпалерного производства становятся Париж, Аррас, а с конца 15 века Брюссель. К середине 18 века искусство шпалеры достигает своего пика. В 19 веке шпалера утрачивает свою былую популярность, ее декоративные принципы возрождаются в середине 20 века, когда ее возрождением занимался Жан Люрса.

В зависимости от типа станка различают два типа шпалер: готлис – изготавливается на станках с вертикальным креплением основы; баслис –ткется на станках с горизонтальным креплением основы.

Принцип создания гобеленов не изменился: это простое переплетения нитей. Гобелены сейчас очень популярны во всем мире.

Шенилл (с франц. chenille – «гусеница») – ткань, которая используется в индустрии уже более 200 лет.

Ткань, определяемая нами как Шенилл (по названию нити), в своем большинстве производится на жаккардовых станках. Шениллы относятся к жаккардовым тканям, которые имеют в своей структуре одну или несколько шенилловых нитей.

Шенилловая пряжа создается путем вплетения ворсинок между двух прочных нитей, которые впоследствии скручиваются по спирали, что делает эту пряжу практически нерастяжимой.

По составу сырья шениллы могут состоять из нитей одной породы: например, из полиэстера (синтетическое полотно), или быть смешанными , скажем, полиэстер с хлопком, акрилом или вискозой.

Шенилловые ткани – полотна с мягкой, бархатистой поверхностью, эластичные и приятные на ощупь. Такой эффект создается за счет короткого ворса, закрепленного в фасонной шенилловой нити.

Большинство полотен выработано из уже окрашенных нитей. Именно так создается цветной рисунок этих тканей, и окраска их сохраняется долбше, чем если полотно красится целиком.

Значительное преимущество шенилла состоит в том, что он может производится в гораздо большей гамме цветов, чем велюр. Шенилловая нить может быть использована в комбинации с жаккардом и гобеленом, благодаря чему получается благородная, привлекательная, модная и современная ткань. По потребительским качествам имеет высокую износостойкость из-за присутствия синтетических волокон. По экологическим свойствам близка к гобелену, так как есть и натуральные компоненты.

В изделиях мягкой мебели одним из определяющих факторов качества является мебельная ткань, которая должна обладать совокупностью эксплутационных и эстетических свойств, отвечающих требованиям мебельного производства и потребителя.

I. Основные характеристики качества мебельных тканей
II. Критерии качества мебельных тканей
III. Классификация мебельных тканей

- по составу
- по способу формирования лицевого слоя
- по способу нанесения рисунка
- по технологии производства

I. Основные характеристики качества мебельных тканей

- дизайн
- комфортность
- долговечность

Дизайн. Главным критерием в выборе мягкой мебели для многих является не столько удобство и функциональность, сколько дизайн обивки. Поэтому под дизайном обивки следует понимать совокупность факторов, которые оказывают влияние на впечатление человека при визуальном контакте с той или иной тканью. Одним из наиболее важных факторов является цвет ткани. При выборе цвета необходимо обратить внимание на два основных момента: сочетание выбранного цвета с интерьером помещения и сочетание цвета и модели мебели. Следующим фактором является рисунок ткани. Здесь следует обратить внимание на: объемность и богатство рисунка, сочетание цветов в рисунке, игру цвета (оттенки), четкость линий, рапорт, тип рисунка (абстракция, классика, авангард). Необходимо отметить, что ткани с богатым и сложным рисунком нельзя использовать в моделях с сильно изрезанным кроем и обилием прошивки («Каприз», «Диана-1», «Мажор»). В качестве следующего фактора можно выделить фактуру плетения нити. Принято считать, что чем больше фактура ткани похожа на оригинал, который она имитирует, тем ткань лучше.

Под комфортностью понимается приятность ткани на ощупь (бархатистость, нежность, гладкость, теплота при соприкосновении).

Под долговечностью понимают способность ткани в течение длительного периода времени сохранять свои технико-эксплуатационные характеристики. Долговечность ткани зависит от технологии производства, устойчивости красителя, состава волокон, дополнительной основы, дополнительной обработки (пропитки) и т.д.

II. Критерии качества мебельных тканей (от чего зависит качество ткани)

- дизайн
- состав волокон
- вид нити
- плотность (вес 1 м.кв. ткани)
- износостойкость
- стойкость к истиранию
- пилингуемость
- цветоустойчивость (устойчивость покраски)
- воздухопроницаемость
- огнеустойчивость
- дополнительная обработка (пропитка, покрытие)
- сминаемость
- прочность
- экологичность
- стабильность в размерах (усадка, растяжение)
- наличие дополнительной основы (бэкинг)
- возможность чистки

2. Состав волокон. Для изготовления тканей могут быть использованы различные типы волокон: натуральные, синтетические, искусственные и их комбинация. Поэтому при выборе ткани следует учитывать технические характеристики каждого вида волокна.

3. Вид нити. Нити, используемые при производстве мебельных тканей, могут быть простыми (обычная 72-волокновая нить), плетеными (состоящими из нескольких простых, переплетенных в косичку), распушенными (обычную нить распушают в воздушном потоке, делая толстой и пушистой).

4. Плотность. Плотность измеряется в граммах на квадратный метр. Этот показатель важен для мебельных тканей, т.к. влияет на долговечность и износостойкость.

Хотя эти свойства в той же мере зависят от качества исходного сырья и конструкции ткани. Плотность важна, но она не является единственным гарантом прочности и долговечности. Минимальный показатель плотности для мебельных тканей – 200 г/кв. м. По общему правилу считается, что, чем больше плотность ткани, тем она более качественная.

5. Износостойкость. Это способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота. Износ ткани зависит от прочности волокон в ткани. Нарушение режима влажно-тепловой обработки тканей приводит к снижению износостойкости ткани.

6. Стойкость к истиранию. Стойкость к истиранию измеряется количеством циклов на истирание. Существует несколько способов проведения теста на истирание. Самым распространенным является тест Martindale ("мартиндэйл").

Принцип теста заключается в следующем: кусок испытуемой ткани закрепляется на гладкой пенопластовой поверхности. Абразивом (трущим материалом) служит войлок, прикрепленный к металлическому диску. Диск с абразивом начинает тереть ткань круговыми движениями с небольшим усилием. Одно круговое движение соответствует одному циклу.

Испытания на гладких тканях проводят до появления трех рваных нитей, на ворсовых – до полного истирания ворсинок на основе ткани.

В итоге каждому образцу ткани присваивается показатель Martindale, то есть число (коэффициент) истираемости. Чем выше этот коэффициент, тем лучше, тем дольше ткань прослужит. Различные ткани в зависимости от сырьевого состава и своего типа имеют различный порог истирания. Так, вискозный шенилл выдержит в среднем от 6000 до 10 000 циклов по тесту Martindale, в то время как полиэстерный велюр выдерживает более 50 000 циклов. При количестве циклов на истирание свыше 20 000 ткань считается надежной.

7. Пилингуемость. Пилингуемость – образование катышков на поверхности ткани. Обязательным условием качественной мебельной ткани является отсутствие пилингуемости. Определение стойкости к пилингообразованию определяют в процессе испытания ткани на стойкость к истиранию. Если на материале после 500 циклов катышков не появилось, ткань считается непилингующейся.

8. Цветоустойчивость. Эта характеристика показывает, насколько цвет ткани устойчив к воздействию света, влаги и трения. Качество красителей, используемых при окраске, непосредственно влияет на показатели и потребительские свойства ткани. Если показатель цветоустойчивости равен 5 и выше, то вам нечего бояться за свой диван, а вот если он ниже 3-х – стоит задуматься. Стандартным является показатель 3,5. Однако следует выбирать ткань с показателем цветоустойчивости не ниже 4-х. Но в любом случае все ткани, особенно темные, со временем выгорают при попадании прямых солнечных лучей.

9. Воздухопроницаемость. Если про ткань говорят: она «дышит», значит, она обладает способностью пропускать воздух. Не существует единого метода определения воздухопроницаемости.

Рекомендуем бытовой способ: возьмите кусок ткани и плотно прижмите к губам. Попробуйте выдохнуть и вдохнуть воздух через него.

Если вы не испытываете затруднения ни в одном случае, то ткань воздухопроницаема. Мебель в такой ткани не будет преть, будет долго сохранять первоначальную форму. Если воздух не проходит через ткань, то это может привести к проблемам в процессе эксплуатации. Когда вы садитесь на диван, воздух все равно должен выходить из него. Если он не может пройти через ткань, он будет проходить через швы, что может привести к их разрыву.

10. Пропитка. Существует несколько вариантов защитных пропиток и способов их нанесения на мебельные ткани. Наиболее известные среди них – Teflon от фирмы "Dupont" и Scotchgard разработанный компанией "3M". Ткань, обработанная этими составами, более долговечна и проста в уходе. Так, например, ткань, покрытая тефлоном, меньше пачкается; вода катается по ней, как ртуть, не пропитывая ткань. Скотчгард – это специальная пыле-, водо- маслоотталкивающая пропитка.

Использование этой пропитки делает ткань более стойкой к различного рода загрязнениям и влаги. Это оболочка, которая образует вокруг каждого волокна прозрачный слой, препятствующий загрязнению.

Пропитка может наноситься двумя способами: а) методом распыления (спреем) вещества на верхний слой ткани; б) полотно может проходить через резервуар (ванну), наполненный веществом, при этом защитное покрытие сохраняет свои грязеотталкивающие свойства намного дольше, так как в результате полной пропитки каждое волокно покрыто защитной оболочкой. При этом ткань остается воздухопроницаемой.

11. Огнеустойчивость. Огнеустойчивость тканей проверяется сигаретным тестом, который заключается в следующем: берутся два кусочка поролона и обтягиваются испытуемой тканью. Эти детали прислоняются друг к другу под углом 90 градусов, имитируя диван. Раскуренная сигарета кладется встык деталей. Испытания проводятся трижды. Если во всех трех испытаниях сигарета дотлела до фильтра и не произошло воспламенения – тест считается пройденным.

12. Сминаемость. Способность ткани во время ее сжатия и давления образовывать мелкие морщины и складки называется сминаемостью. Удалить морщины и складки у некоторых тканей можно при влажно-тепловой обработке. Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, переплетения, плотности и от характера отделки тканей.

13. Прочность. Под прочностью понимается способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани. Прочность ткани зависит от прочности волокон, от ткацкого переплетения и характера отделки ткани.

14. Экологичность. Под термином «экологичность» понимается предельно допустимые для текстиля значения величин тяжелых металлов (свинца, кадмия, ртути и др.), а также хлорорганических соединений, пестицидов, красителей и продуктов их превращений, т.е. степень безвредности такой ткани для человека.

15. Стабильность в размерах. Усадка – это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Например, при влажно-тепловой обработке. Усадка тканей зависит от их волокнистого состава, строения и отделки. Растяжение – это увеличение размеров ткани в процессе эксплуатации (например, при сидении).

16. Дополнительная основа. Наличие дополнительной основы придает ткани прочность, предотвращает чрезмерное растяжение.

17. Возможность чистки. В современных условиях при выборе тканей для обивки мягкой мебели важное значение приобретает возможность ее чистки. Различают сухую и влажную чистку. При этом необходимо помнить, что одни типы тканей чистят только сухим способом, другие – и тем и другим. От этого и будет зависеть выбор чистящих средств. Например, для удаления пыли и поддержания внешнего вида мебели рекомендуется регулярная чистка пылесосом.

III. Классификация мебельных тканей

1. по составу мебельные ткани делятся на:
а) натуральные
б) синтетические
в) искусственные

К натуральным тканям относятся ткани, произведенные преимущественно (около 30-40%) из нитей натурального происхождения (хлопок, шерсть, лен, джут и т.д.).

Достоинства: экологичность, антиаллергенность, воздухопроницаемость.

Недостатки: малая долговечность, низкая износостойкость, быстрая сминаемость, дороговизна, усадка.

Пример: Ulvar, Reblo, Doroty / Torri Lana (Италия); S.Euro Cotton / Кючюкерлер (Турция); 99214 Natural, RLBOA-005, PKTOG-050 / Nelen & Delbeke (Бельгия).

К синтетическим тканям относятся ткани, произведенные полностью или преимущественно из синтетических нитей: полиамидных (капрон, нейлон), полиэфирных (лавсан, полиэстер, акрил).

Достоинства: износостойкость, устойчивость к истиранию, простота ухода, стойкость окраски, меньше подвержена усадке.

Недостатки: невысокая воздухопроницаемость, накапливание статического напряжения
Пример: Paradise, Ranger / Greatex Mills (Китай); Accord, Axel / Microfibres (Бельгия); Contrast Dover / Novita (США); Lydia, Lancaster / Microfibres (США); Loft, Neo, Victory, Gibson / Ragolle (Бельгия); Astra / Alba Tekstil (Турция).

К искусственным тканям относятся ткани, произведенные преимущественно из нитей искусственного происхождения (произведенных из натуральных веществ путем промышленной переработки). Например, вискоза производится путем глубокой переработки целлюлозы, которая в свою очередь является продуктом глубокой промышленной переработки древесины.

Достоинства: воздухопроницаемость, мягкость, гигроскопичность (способность поглощать влагу).

Недостатки: легкая сминаемость, низкая износостойкость.
Пример: Versache, Melgrano / Кючюкерлер (Турция); Quario / Torri Lana (Италия); CYGARR-19 / Nelen & Delbeke (Бельгия); Polo / Alba Terstil (Турция).
Необходимо отметить, что большинство тканей производятся из комплексных (смешанных) нитей, состоящих из синтетических, искусственных и натуральных нитей одновременно в различных пропорциях.

Полиэстер / Polyester (PES). Полиэстер – синтетическое волокно. Полиэстерные ткани обладают отличными функциональными характеристиками. Это легкие, «дышащие», быстросохнущие, износостойкие ткани, которые прекрасно сохраняют форму, устойчивы к световому и тепловому воздействию и просты в уходе. Из полиэстера можно произвести ткани различных фактур, матовые или блестящие в зависимости от их предназначения. Полиэстер идеально имитирует фактуру натуральных волокон и чаще всего используется в производстве велюров, гладких тканей и основ под флок.

Нейлон / Nylon (PA). Нейлон – синтетическое волокно. Оно прочно, эластично, устойчиво к истиранию, многократному изгибу, действию многих химических реагентов. По своим свойствам нейлон схож с полиэстером, но чаще используется для изготовления ворса (флок).

Акрил/Acrylic. Акрил – синтетическое волокно. По многим свойствам и внешнему виду он близок к шерсти, устойчив к воздействию света, кислот, слабых щелочей, органических растворителей. Чаще всего используется в производстве шениллов.

Вискоза / Viscose (CV). Вискоза – искусственное волокно. Вискозосодержащие изделия прекрасно пропускают воздух и поглощают влагу, имеют хорошие теплозащитные свойства. Вискоза придает ткани мягкость, гладкость и шелковистость. Недостатки: большая потеря прочности в мокром состоянии, легкая сминаемость, низкая износостойкость.

Хлопок / Cotton (CO). Хлопок – натуральное волокно. Обладает антистатическими свойствами. В отличие от синтетических волокон в хлопке отсутствует эффект памяти, что сказывается на потребительских свойствах изделия. Хлопковые изделия легко сминаются, хуже окрашиваются, быстрее теряют цвет (выгорают, линяют).

Ткань с большим содержанием хлопка может давать усадку. Износостойкость у хлопковых волокон ниже, чем у синтетических. Достоинством хлопковых тканей является высокая воздухопроницаемость, экологичность, приятность на ощупь, антистатичность.

Лен / Linen. Лен – натуральное волокно. Лен (лат. «Linum usitatissimum») – культура древняя. Многие ученые считают, что лен как прядильная и масличная культура более древняя, чем хлопок, что льняное волокно лучшее из всех волокон, получаемых из растений. Ткани изо льна отличаются высокой гигроскопичностью, через них хорошо проходит воздух. Льняные ткани обладают малой электризуемостью, не вызывают аллергической реакции. Недостатки: тяжело добиться ярких расцветок, сильно мнется, дорого стоит.

2. по способу формирования лицевого слоя мебельные ткани делятся на:

а) тканые
б) нетканые

Важнейшей отличительной чертой нетканых тканей от тканых является способ формирования верхнего лицевого слоя. Если в тканых тканях ворсовое покрытие либо отсутствует совсем, т.е. ткань соткана только из продольных и поперечных нитей (гобелен, жаккард, шенилл), либо вплетено в ткань (ковровый гобелен, замша, некоторые имитации замши Amore), то в нетканых тканях ворс наносится на тканевую основу с помощью клеящих веществ в электростатическом поле.

К тканым тканям относятся: гобелены, ковровые гобелены, букле, жаккарды, шениллы, замша.
К нетканым тканям относятся: флоки, некоторые имитации замши, кожзаменители.

3. по способу нанесения рисунка мебельные ткани делятся на:

а) тканые
б) печатные

Тканый рисунок получается путем переплетения заранее окрашенных в различные цвета нитей по заданному узору.
Печатный рисунок создается путем окрашивания уже сотканного полотна в нужную цветовую гамму (при окрашивании флоков выделяют сухую и мокрую печать).

При мокром крашении краска наливается в барабан и, вытекая через перфорацию в этом барабане, наносит рисунок на ткань. При сухом крашении рисунок предварительно наносится на бумагу, а затем при помощи специального оборудования переносится, подобно переводной картинке, на ткань.

4. по технологии производства ткани подразделяются:

а) шенилл
б) флок
в) жаккард
г) букле
д) замша (искусственная)
е) гобелен
ж) мебельный (искусственный) мех
з) кожзам
и) смешанные ткани (шенилл + парча, замша + кожзам)

а) Шенилл. В переводе с французского шенилл («chenille») – гусеница. Шенилловая нить создается путем вплетения ворсинок между двух прочных нитей, которые впоследствии скручиваются по спирали. Она становиться практически нерастяжимой и хорошо встает в общую структуру ткани. Внешне такая нить похожа на мохнатую гусеницу, откуда и произошло е название. По составу сырья она может быть однородной, скажем, вискозной или полиэстерной, или быть смешанной: например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.

Ткутся шениллы путем переплетения продольных и поперечных нитей с вплетением шенилльной нити в структуру ткани. Достоинством шенилльных тканей является количество шенилльных нитей на единицу площади (чем их больше, тем лучше), а также (как и для любых других тканых тканей) вес на единицу площади и плотность плетения.

Цвет и рисунок шениллов достигается двумя путями:

а) переплетением нитей различного цвета (как шенилльных, так и обычных)
б) покраской уже сотканной ткани ванночным способом.

В зависимости от типа используемого сырья шениллы подразделяются: а) натуральные

К натуральным шениллам относятся шениллы, в состав которых входят хлопковые и синтетические нити в разных пропорциях, с преобладанием хлопковых нитей
(например, 66% хлопок, 34% полиэстера). Достоинством хлопка является то, что он придает тканям натуральность, антистатичность и делает их приятными на ощупь. В то же время синтетические нити нужны для придания тканям прочности на истирание, на разрыв, на сохранение окраски.

Пример: S.Euro Cotton / Кючюкерлер (Турция).

б) искусственные
Стандартный состав искусственных шениллов: вискозные, хлопковые и синтетические нити в разных пропорциях, с преобладанием вискозных нитей (около 60% вискозы).

Пример: Polo / Alba (Турция); Quario / Torri Lana (Италия); Melgrano, Versache / Кючюкерлер (Турция).
в) синтетические

Синтетические шениллы состоят из полиэстера или микрополиэстерных нитей.
Пример: Neo / Ragolle (Бельгия); Eternal / Gamatex (Испания); Skala / Alba Tekstil (Турция); Maya / van Neder (Бельгия).

По потребительским качествам шеннллы имеют высокую износостойкость, так как присутствуют синтетические волокна. По экологическим свойствам близки к гобелену, так как присутствуют натуральные волокна. Качественный шенилл не подвержен пиллингу (т.е. на поверхности ткани не образовываются так называемые "катышки").

б) Флок. Производство флоков – технологически очень сложный процесс, требующий больших финансово-материальных вложений в технологическое оборудование, необходимое для производства ткани. Флок является нетканым текстилем. При его создании используют мелкий нейлоновый или полиамидный (возможен ворс сложного химического состава) ворс.

Производство флока состоит из нескольких основных стадий:
а) производство основы (ткание)
б) сотканная основа движется по станку, при этом на нее тонким слоем наносится клеевой состав (при этом основа слегка подогревается)
в) из расположенного над станком бункера поступает флок (ворсинки), т.е. частички ворса просто равномерно высыпают на основу. При этом над самой основой создают постоянное электростатическое поле. Наэлектризованные частички ворса падают в этом поле на клеевую основу строго вертикально, чем достигается ровность ворсового покрытия. В результате получается ворсовая ткань белого цвета
г) производится покраска ткани (необходимо отметить, что иногда наносится уже покрашенное ворсовое покрытие).

Рисунок на флоковую ткань может наноситься с помощью мокрой и сухой печати. Покраска флоков мокрой печати производится сразу же после производства самой ткани, когда ткань еще горячая. В результате ткань получается более мягкая на ощупь в сравнении с флоком сухой печати. При сухой печати окрашивается уже остывшее (сухое) полотно.

Рисунок ткани кроме покраски может придаваться также двухуровневым нанесением ворсового покрытия – флок на флоке (Henley, Sebastian, Mesa Verde); не сплошным, фрагментарным нанесением ворсового покрытия – флок на ткани (Capecio); тиснением ткани (Contrast Dover, Bridgette, Jackpot). Тисненые флоки представляют собой однотонные ткани, а тиснение выполняется валом, на который нанесен рисунок.

Основным показателем качества флока является то, насколько хорошо ворсинки соединены через клеящее вещество с тканевой основой. Именно этот параметр обуславливает стойкость к истиранию и гарантирует то, что ворс не будет выпадать или легко выщипываться. Важным показателем качества также является количество ворсинок на 1 см кв. и качество самих ворсинок (высота и толщина).

Достоинства флоковой ткани: механическая прочность (разрывное усилие), высокая износостойкость (стойкость к истиранию), простота в ежедневном уходе, флок очень хорошо чистится, даже после сильного загрязнения.

Классический химический состав ворса – это 100% нейлоновый ворс и основа, состоящая из 65% полиэстера и 35% хлопка.
Пример: Lydia, Laser / Microfibres (США); Accord, Axel / Microfibres (Бельгия); Contrast Dover / Novita (США).

в) Жаккард. Название этой группы тканей происходит от имени Жозефа Мари Жаккара, который в 1801 году изобрел жаккардовый станок. Плетение жаккард относится к сложному запутанному плетению.

Необходимо отметить, что только при жаккардовом способе плетения достигается максимальное количество нитей на единицу площади. Качество жаккарда напрямую зависит от характеристик используемых в ней нитей. Чем толще нить, тем плотнее ткань.

Отличительной особенностью жаккарда от гобелена и ситца является то, что дизайн (рисунок) придается не только путем покраски ткани (либо переплетения цветных нитей), а и путем текстурного рисунка, который ткется жаккардовым станком.

Жаккард можно разделить на два принципиально разных способа производства:

1. «Тканый» жаккард (термин условный) подразумевает фактуру, сотканную из цветных нитей, образующих рисунки. Цветовые и плетеные рисунки.

Достоинства: благородство внешнего вида, выразительность, многие клиенты предпочитают именно гладкие фактуры, высокая износостойкость и механическая прочность.

Недостаток: нет гарантированного способа ухода за тканью.

2. «Печатный» жаккард (термин условный) подразумевает основу, вытканную из нитей нейтрального цвета, на которую сверху кладут цветную бумагу, прижимают прессом и таким образом рисунок переходит на тканевую основу.

Недостаток: недостаточная плотность структуры, из-за чего ткань сечется на швах, а также меньшая, чем у тканого жаккарда устойчивость к трению и световоздействию. К печатным жаккардам относятся так называемые Скотчгарды.

Однако лучше всего цвет держится в том случае, если жаккард ткут из уже окрашенных нитей.
Стандартный состав жаккардов: хлопковые и синтетические нити в разных пропорциях (примерно 50% на 50%).
Пример: Alba, Cris, Cordoba / Yebane Espanola (Испания); Capri, Raspo, Raspoptin / Sedac-Textiles (Бельгия).

г) Букле. Ткани называются буклированными, если сотканы из буклированной нитки. Букле – нить, получаемая путем создания на ней фиксированных петелек, для чего требуется специальная машина.

Буклированные ткани могут быть и однотонными и многоцветными. При прикосновении к буклированной ткани ощущаешь теплоту и мягкость.

На лицевой поверхности нить может образовывать петлю (Astra, Astra KDK, Florencia), либо быть разрезанной (Milan). При этом букле, образованное из разрезанной нити, уступает по качеству букле из цельной нитки, поскольку разрезанную нить проще вытащить из полотна.

Производство буклированных тканей состоит из двух основных стадий:
а) ткание полотна из буклированной нити
б) покраска готового полотна в нужный цвет.
Стандартный состав: 100% полиэстер

д) Искусственная замша. Она получаются как тканым, так и нетканым путем. Наиболее качественными и дорогими являются тканые замши. Сотканную из специальной нити (микрофибра) ткань обрабатывают на щеточной машине (brashing)., расщепляющей нить на ворсинки различной высоты и частоты. Качество такой замши во многом зависит от степени обработки – чем дольше длится процесс, тем более качественная получается замша. Качество также зависит от плотности ткани и веса.

Ворсовое покрытие может быть получено также либо путем введения добавочной петельной нити для образования ворса (Paradise, Dolce), либо путем наклейки ворсового покрытия на тканую основу (Ranger).

В зависимости от высоты ворса искусственная замша различным образом сохраняет след после проведения по ней рукой (эффект письма). Более выраженный эффект не является показателем качества замши, а лишь имитирует аналогичный эффект натуральной замши. После обработки ткань подвергают горячему склеиванию (ламинированию) с другой тканью (подложкой) для придания жесткости. Качественная замша после ламинирования не пузыриться.

Замши бывают дублированные (имеющие верхний замшевый слой и х/б подкладку – Paradise, Alcantara, Dolce), недублированные (состоящие из одного верхнего замшевого слоя – Trusuede). Замша без дополнительной тканой основы не соответствует установленным параметрам растяжения. Такая ткань через короткий промежуток времени вытягивается, образуя складки.

Пример: Paradise / Greatex Mills (Китай), Global Suede / Great Skipper (Китай).

По сырьевому составу ткань Ranger можно отнести и к кожзаму, поскольку в ее состав сходит поливинилхлорид (состав: верх – 85% поливинилхлорид, 15% нейлон; основа – 65% полиэстер, 35% хлопок).

е) Гобелен. Гобелен – вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В узком смысле – изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 г. и названное по имени братьев Гобеленов.

Гобелен представляет собой плотную ткань жаккардового переплетения с художественным цветным рисунком и красивой узорчатой расцветкой. Это тяжелые ткани, которые вырабатывают из многоцветной хлопчатобумажной, шерстяной, синтетической и другой пряжи на многочелночных станках с жаккардовыми машинами.

Гобеленовые ткани вырабатываются из нескольких нитей основ и утков в пределах одного раппорта узора имеют различные переплетения, которыми выполняются отдельные части узора. Ткань состоит из трех слоев, причем через определенные промежутки, согласно рисунку, нити основы и утка последовательно перемещаются из одного слоя в другой.

Гобелены бывают:
– однослойные и двухслойные;
– односторонние и двухсторонние (т.е. имеющие законченное оформление с двух сторон (с лицевой и изнаночной) и использующиеся для обивки мебели любой стороной ткани).

Гобелены производятся как в многоцветном, так и в одноцветном оформлении различного сырьевого состава. Для пестротканого оформления используются крашеная пряжа и нити, а при выработке однотонных жаккардовых тканей возможно крашение их в полотне. Однако устойчивость красителя к стирке, химчистке, свету более высокая у тканей, выработанных из пряжи и нитей, окрашенных в массе.

Стандартный состав гобеленов: хлопковые и синтетические нити в разных пропорциях.
Пример: Elena, Ficus, Brandy, Amboseli, Rodeo / Ragollr (Бельгия).

ж) Мебельный мех. Очень модное сегодня одеяние для мебели. Расцветкой и ворсом может имитировать шкуры разных животных имитирующих шкуры животных в расцветке далматинца, тигра, зебры, леопарда, жирафа, коровы и др. Меховой диван вносит экзотику и непередаваемый шарм в интерьер.