Развитие данной отрасли, напомним, является частью принятой правительством Армении концепции стимулирования экспорта, которая предусматривает развитие 11 сфер отечественной экономики, 7-ая из них - сфера легкой промышленности, сообщает arminfo.am.
Приветствуя программу властей, глава трикотажной фабрики, однако указал на отсутствие комплексных мер помощи представителям данной отрасли. “Возрождение легкой промышленности в Армении требует серьезной поддержки государства в таких вопросах, как создание собственной сырьевой базы, значительное упрощение налогового бремени, раскрутка армянского бренда сначала на российском рынке, а затем азиатском, в более долгосрочной перспективе и европейском рынках”.
По аналогичному сценарию данная отрасль, как заметил С.Бекирски, развивалась в таких странах как Китай, Израиль, Турция, а сейчас и в Беларуси: “сфера легкой промышленности в этих странах пользуется серьезной поддержкой со стороны государства вплоть до полной отмены налогов, предоставления льготных кредитов и прочих преференций”. Отсутствие такой поддержки, подчеркнул он, ставит под вопрос дальнейшее существование “легкого” производства в Армении.
“Сфера легкой промышленности за последние два десятилетия сломалась буквально “под корень”, а самой большой утратой для предпринимателей стала почти полная потеря рынков сбыта. Это поставило начало в Армении “гаражному” производству в таких некогда процветающих подотраслях как обувная, кожевенная, швейная и другие, что подорвало репутацию страны как серьезного поставщика”, - отметил глава компании “Тосп”.
Предприниматель, тем не менее, назвал важным и сам факт того, что сфера легкой промышленности признана властями приоритетной. Бюджетом страны, проинформировал С.Бекирски, в рамках настоящей программы выделено порядка $300тыс на разработку и реализацию маркетинговой стратегии для компаний легкой промышленности. “Кроме этого, мы в настоящий момент прорабатываем идею открытия в Москве небольшого торгового центра товаров легкой промышленности и для этого нам необходимы заемные средства под государственную гарантию. Кроме того, нам нужны на российском рынке профессиональные маркетологи и коммерсанты, которые сумеют продвигать и продавать армянский бренд. Мощную помощь в продвижении местного бренда может оказать и армянская диаспора России”, - отметил С.Бекирски.
Из крупного предприятия, на котором трудилось порядка 5 тысяч работников, и которое снабжало трикотажем все постсоветское пространство, фабрика “Тосп” превратилась в небольшой завод, советское происхождение которого выдают, пожалуй, только стены. В остальном, фабрика более двух десятилетий влачит далеко нелегкое существование в надежде на то, что когда-нибудь громкие обещания властей перейдут, наконец, в конкретные действия.
Отметим, что о возрождении легкой промышленности армянские власти стали заговаривать еще в 2010 году. И лишь в 2013 году в Ереване открылся магазин “Made in Armenia”, который объединяет несколько армянских брендов. Небольшой магазин, если верить его учредителям, должен стать началом больших достижений в сфере легкой промышленности и возродить уже давно подзабытые, но пока сохранившиеся традиционные ремесла. Только у самих посетителей магазина складывается несколько иное, скорее сумрачное ощущение о его перспективах.
Товары местных производителей слабо представлены на местном рынке и едва ли покрывают даже 10% внутреннего общего спроса. При этом ежегодный оборот товаров легкой промышленности в Армении достигает $280 млн. Напомним, что в августе 2011 года в Армении был зарегистрирован Союз работодателей легкой промышленности.
Союз объединяет порядка 25 компаний, а всего их в отрасли около 60-и. Между прочим, владелец магазина “Made in Armenia”, что находится напротив бывшего ЦУМа, откровенно признался нашему корреспонденту, что не в курсе ни о Союзе, ни о какой-либо иной ассоциации производителей легкой промышленности, а о государственной поддержке отрасли и говорить не приходится. Он отметил, что магазин работает основе минимальной маржи, с тем, что бы обеспечить продажи. Надо отметить, что с точки зрения маркетинговых решений, представленные в магазине армянские товары вообще лишены каких либо признаков, хотя качество их неплохое.
Напомним что фабрика "Тосп" была преобразована в открытое акционерное общество в 1995 году. Производственная жизнь завода началась в 47 году с небольшого ателье, превратившегося к 80-ым годам в крупное технически и технологически переоснащенное предприятие с 14-тью филиалами. В настоящий момент фабрика имеет 4 своих фирменных магазина в Ереване. Среднемесячная выручка каждого магазина составляет порядка 3.5 млн драмов.