Цена слова. “Россия” больше не принесет стране $100 млн

10.11.2005

В бюджете-2005 обнаружился тысячекратный недобор доходов — правда, только по одной статье. Плата за использование в названиях компаний слова “Россия” и производных от него пополнила казну за первые три квартала лишь на 2,3 млн руб. вместо запланированных 2,8 млрд руб. Депутаты Госдумы объясняют это рассеянностью Минфина

 
Цена слова. “Россия” больше не принесет стране $100 млн
Наталья Неймышева
Татьяна Егорова
Елена Мазнева
Ведомости
В бюджете-2005 обнаружился тысячекратный недобор доходов — правда, только по одной статье. Плата за использование в названиях компаний слова “Россия” и производных от него пополнила казну за первые три квартала лишь на 2,3 млн руб. вместо запланированных 2,8 млрд руб. Депутаты Госдумы объясняют это рассеянностью Минфина: при составлении бюджета чиновники забыли, что с 1 января плата за патриотичные названия превратилась из налога в разовый сбор в 10 000 руб.
Раньше за то, чтобы называться “Роснефтью”, “Росгосстрахом” или, например, РАО “Российские железные дороги”, компаниям приходилось ежегодно отдавать бюджету 0,5% выручки. РАО “ЕЭС России”, к примеру, заплатило в 2003 г. 216 млн руб., а в 2004 г. — 160 млн руб. “Несколько лет назад, когда из-за неплатежей у компании было тяжелое финансовое положение, я предложил поменять название на ОАО ЕЭС”, — вспоминает член правления РАО Андрей Трапезников. Но, к счастью, предложение не прошло и сейчас компания владеет одним из самых известных брэндов страны, добавил он (согласно майскому исследованию ВЦИОМ, РАО занимает 3-е место по узнаваемости среди российских компаний). “Аэрофлот — Российские авиалинии”, “Росгосстрах” и РАО “Российские железные дороги” даже не задумывались о смене названий, утверждают представители компаний. “Мы — национальный перевозчик и отказываться от этого не собираемся”, — говорит руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг. Выручка “Аэрофлота” за 2004 г. превысила 6,3 млрд руб., следовательно, налог мог составить 32 млн руб., но уплаченную сумму в компании не раскрывают. А вот “Роснефть” в начале 2002 г. ради экономии переименовала 26 дочерних компаний, проведя для этого 26 внеочередных собраний акционеров. Сама же “Роснефть” продолжала исправно платить налог — в ее отчете за 2004 г. указана сумма в 323,8 млн руб. “Газпром” еще в 1999 г. изменил название с Российского акционерного общества на ОАО. Источник в компании говорит, что это не было связано с налогом. Однако бывший менеджер “Газпрома” уверяет, что руководители концерна приняли это решение в послекризисный год, именно стремясь сэкономить 300 млн руб.
С этого года Госдума облегчила жизнь “российским” компаниям. С 1 января 2005 г. оборотный налог заменен символической госпошлиной в 10 000 руб., которая взимается только один раз — либо при регистрации, либо при смене названия, говорит юрист компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Андрей Дуюнов. Зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров объясняет это тем, что в развитых странах использование “патриотических” названий только приветствуется и никому не приходит в голову облагать их налогом. У Минфина другая версия. Близкий к министерству источник говорит, что администрировать налог было трудно, приносил он не более 3 млрд руб. в год, а стратегия налоговой реформы предусматривала отмену всех налогов с оборота. Получить официальный комментарий ведомства Алексея Кудрина “Ведомостям” вчера не удалось.
Теперь слово “Россия” стоит совсем недорого. Впрочем, креативный директор агентства “РАВИ-Видеоинтернешнл” Иван Чимбуров сомневается, что за него стоит платить даже 10 000 руб. Сейчас патриотические брэнды могут привлечь разве что покупателя традиционных продуктов — например, водки, или икры, или валенок, считает эксперт. Однако сумма сборов с начала года (по оперативному отчету Счетной палаты — 2,3 млн руб.) показывает, что как минимум 200 новых компаний захотели использовать слово “Россия” и производные от него. Менеджер фирмы “Маттракс — Россия”, зарегистрированной 15 марта 2005 г., рассказал “Ведомостям”, что компания заплатила 10 000 руб., поскольку является российским подразделением международного производителя гусеничных систем и хотела подчеркнуть это в названии.
 

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот