Занятие для шахтерских жен.

27.10.2005

Легкая промышленность России сегодня представлена тремя отраслями: текстильной (на ее долю приходится 46% от общего объема производства), швейной (30%) и обувной (24%). В прошлом году темпы падения производства в легпроме в целом составили свыше 7%. Наиболее существенно сократилось производство швейной продукции - почти на 12%. Внутреннее производство обуви

 
Занятие для шахтерских жен
Полностью отказываться от собственной легкой промышленности не стоит. Нужно выбрать те рыночные ниши, где мы будем конкурентоспособны
Наталья Литвинова, Лилия Москаленко
Журнал "Эксперт" продолжает дискуссию о промышленной и кластерной политике, об активизации экономического роста в стране. Сегодня речь пойдет о легпроме - одной из самых депрессивных отраслей.
Легкая промышленность России сегодня представлена тремя отраслями: текстильной (на ее долю приходится 46% от общего объема производства), швейной (30%) и обувной (24%). В прошлом году темпы падения производства в легпроме в целом составили свыше 7%. Наиболее существенно сократилось производство швейной продукции - почти на 12%. Внутреннее производство обуви сократилось на 4%, текстиля - на 3%. Общий объем производства товаров легкой промышленности сегодня оценивается примерно в 3,2 млрд долларов, что составляет менее 1% ВВП страны.
Примечательно, что снижение производства товаров легпрома в России происходит на фоне бурного роста спроса на них. Динамика потребления товаров легкой промышленности в России составляет 20-25% в год. Такая ситуация означает, что российские производители стремительно теряют этот рынок. Сегодня они занимают не более 25% рынка, все остальное принадлежит иностранным компаниям. В 2004 году импорт товаров легпрома вырос в среднем на 10%. По прогнозам специалистов, в нынешнем году импорт вырастет не менее чем на 15-20%.
В чем же причина отставания российских компаний от иностранных? Отечественный легпром никогда не был конкурентоспособен - он изначально создавался для обеспечения военных нужд (например, для поставок тканей и спецодежды для Минобороны) и для производства полуфабрикатов (например, суровых тканей) на экспорт. После перестройки многие предприятия легпрома выжили во многом лишь за счет давальческих схем - выполняя заказы иностранных компаний с использованием их сырья и технологий. Однако в последние годы заказы иностранцев почти сошли на нет - он стали все чаще размещать их на более дешевых и мобильных азиатских фабриках. Создавать же самим конкурентоспособный продукт, который бы соответствовал современным потребительским требованиям в области дизайна и технологий, большинство наших предприятий легпрома не может.
Одна из главных причин отставания наших предприятий - в России нет промышленной политики в отношении легпрома. Как показывает мировая практика, эта промышленность едва ли может получить развитие без целенаправленной государственной поддержки. Это связано как с большими капиталовложениями и высокими издержками производства (большим потреблением энергоресурсов, сырья, частым использованием ручного труда и проч.), так и с технологическими сложностями в производстве модного продукта. Поэтому страны - экспортеры товаров легпрома - как европейские (Италия, Испания, Франция), так и азиатские (Китай, Турция, Корея) - изначально создавали благоприятные условия для производства у себя текстиля, обуви и одежды.
Главные направления поддержки бизнеса в этих странах: правильная тарифная политика - снижение ввозных пошлин на сырье и оборудование; принятие жестких мер по искоренению "серого" импорта; благоприятный инвестиционный климат - предоставление дотаций производителям товаров легпрома, обеспечение им свободного доступа к дешевым кредитам, льготы при налогообложении и проч.

--------------------------------------------------------------------------------
Чтобы в нашей стране возникла обувная индустрия, крупные западные обувные компании должны здесь открыть свои фабрики. Нужно создать все условия для привлечения их на российский рынок
--------------------------------------------------------------------------------
 
В России новые правила взимания тарифов пока только разрабатываются. В частности, сегодня снижены тарифы на ввоз некоторых видов оборудования: до последнего времени они были самыми высокими в мире - 25%. В ограничении "серого" импорта реальных результатов пока нет. По-прежнему почти две трети объема импорта завозится в Россию челноками и контрабандой. По имеющимся данным, объем этого неучтенного импорта почти вдвое превышает собственное производство. Неразвиты в России и другие формы господдержки, касающиеся кредитов, дотаций и налоговых льгот.
Развивать ли отечественную легкую промышленность или предоставить возможность одевать и обувать нас иностранцам - для правительства этот вопрос до сих пор остается открытым. Минэкономразвития считает, что наши предприятия неконкурентоспособны и поддерживать их не имеет смысла. Минпром считает, что какая-то доля потребляемой в стране продукции должна производиться внутри страны и поддерживать наших производителей необходимо. Предприниматели, которые работают в различных отраслях легпрома, готовы развиваться дальше, однако без адекватной политики по отношению к ним со стороны государства их будущее выглядит весьма неопределенным.
Какой поддержки от государства ждет сегодня отечественный легпром - об этом мы разговаривали с генеральным директором обувной компании Ralf Ringer Андреем Бережным. Полностью отказываться от своей легкой промышленности не стоит, считает г-н Бережной, нужно только выбрать те рыночные ниши, где мы будем конкурентоспособны.

- Нужно ли нам поддерживать свою легкую промышленность или, может быть, сдать ее иностранцам?
- Легкая промышленность хороша тем, что дает большое количество рабочих мест, к тому же не требует высокого уровня образования, скорее, наличия навыков. Можно вспомнить исторические примеры. В советское время в городе Донской Тульской области было создано три обувные фабрики. Зачем? Затем, что это шахтерский городок и жен шахтеров нужно было быстро чем-то занять. Я не говорю, что научить людей шить обувь абсолютно легко и просто, но это можно сделать. Запуская свое производство во Владимире, мы столкнулись с отсутствием квалифицированного персонала, отправили туда свою бригаду, которая за месяц обучила местных работников этим навыкам.

--------------------------------------------------------------------------------
Решение проблемы сырья для наших обувщиков упирается в проблемы в сельском хозяйстве. Необходимо принятие государственной программы обязательной вакцинации скота
--------------------------------------------------------------------------------
 
Пока государство сохраняет ввозные пошлины на обувь, значит, от этой отрасли оно отказываться не собирается. Но существует одна серьезная проблема, которая не дает развиваться, - у нас нет обувной индустрии в целом. Смотрите, что, например, происходит в строительной отрасли. В ней за десять лет у застройщиков появились феноменальные возможности: десятки новых материалов, новые технологии для очень большого числа строительных решений. А мы, сапожники, не создали подобного рынка комплектующих и технологий. Наш продукт - ботинок, несмотря на всю его простоту, состоит из сотен единиц комплектующих. Нельзя сделать хороший ботинок из плохой кожи или плохой подошвы. А хороший ботинок из хорошей подошвы и кожи можно испортить бездарным шнурком и плохими нитками. Так что основная проблема производителей сегодня - это отсутствие рынка комплектующих, нестабильность в их поставках. Сегодня любое обувное предприятие, имеющее некий элемент успешности, стоит перед глобальной проблемой: из чего шить ботинок и где все это взять. Нужно шить очень много, чтобы построить хоть какую-то разумную логистику материалов из центров мировой индустрии, чтобы не отправлять каждую необходимую деталь курьерской службой. И далеко не у всех получается грамотно комплектоваться, большинство просто шьет из чего придется, подстраивая свои модели к имеющимся материалам. Это неправильно, развиваться при таких условиях невозможно.
- Каким образом российские обувщики могли бы создать сегодня собственную индустрию?
- Для этого в стране должен появиться очень крупный потребитель комплектующих. Я думаю, что проблема решается так: нужно сдружиться с обувной или легкой промышленностью какой-то страны, например, Италии - итальянцы умеют в обуви все. На уровне межгосударственных отношений организовать обувной кластер в какой-то зоне, можно в Подмосковье, тут есть с десяток производителей в близлежащих городках - в Талдоме, Кимрах, Калуге, в самой Москве, здесь есть, кому развиваться, но нужен еще кто-то - более крупный. Сейчас очень удобный момент договариваться с итальянцами - их обувная отрасль умирает. Бутиковая обувь самого высокого класса, конечно, так и будет делаться в Италии, а вот массовый рынок умирает, переезжает в другие страны: в Румынию, Индию, Китай, Вьетнам. Так почему бы не к нам? Стоит пяти крупным производителям прийти сюда под какие-то гарантии, моментально за ними придут те люди, что делают для них все необходимые комплектующие. Вот и появилась бы индустрия. Но с итальянцами нужно договориться, пойти на какую-то сделку, дать им определенные стартовые возможности, чтобы они могли некоторое время вкладываться в развитие, имея четкую коммерческую цель. И четко оговорить последующие отношения, например, что они обязуются последовательно переходить на местные материалы и комплектующие, по мере возникновения индустрии.
Шкурные интересы
- Неужели у нас в стране вообще нет возможности создавать индустрию самостоятельно? Ведь развивается же кожевенная отрасль.
- Кожи у нас действительно хватает. Есть проблемы с палитрой цветов, но наши кожевенники работают, у них есть пошлины на вывоз сырья, так что отрасль защищена от вывоза. Но и там свои проблемы - у них нехватка качественного сырья. Его просто физически не хватает, часто кожевенники импортируют для себя сырье, то есть необработанные шкуры. Что, конечно, приводит к удорожанию их конечного продукта. К тому же использование наших некачественных шкур не позволяет российским кожевенникам добиться стабильного однородного качества в готовой коже даже в пределах одной партии. Поэтому многие российские обувщики используют импортную кожу, что и мы, Ralf Ringer, частично делаем. Конечно, нам было бы гораздо удобнее использовать внутреннее сырье - по цене оно не сильно отличается от мирового рынка, зато по логистике проще, взаимодействие с поставщиками по претензиям легче. Но мы не всегда можем найти у российских производителей нужный нам продукт.

--------------------------------------------------------------------------------
Если для обувной отрасли убрать все лишние пошлины, неразумные налоги, уменьшить абсолютные расходы на материал, то можно было бы выиграть конкуренцию с китайскими производителями в отдельных сегментах рынка массовой обуви
--------------------------------------------------------------------------------
 
А решение проблемы сырья для наших кожевенников упирается в проблемы в сельском хозяйстве. Мало того что поголовье крупного рогатого скота ежегодно сокращается, так еще и скот весь больной. После развала Союза основная масса скота перешла в частные руки, и делать прививки от гипердерматоза перестали. Все кожевенники говорят, что нужна централизованная государственная программа обязательной вакцинации скота, непривитых животных нужно просто уничтожать, чтобы заражение не распространялось. Вакцина стоит двенадцать рублей в год, никто не пожалеет такой суммы для любимой коровы, тем более что после прививки и удои растут. Но кто-то должен прийти к частному хозяину с этой вакциной, нужна организованная государственная программа, которой нет. Рязанский кожевенный завод пытался осуществить подобную программу в местном масштабе, подключал местную власть, но не знаю, был ли от этого эффект, в любом случае, решать нужно централизованно. (На самом деле централизованная государственная программа вакцинации разработана Минсельхозом, ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии и Российским союзом кожевников и обувщиков. На ее реализацию необходимо 150 млн рублей, и не ясно, откуда эти деньги взять. - "Эксперт".)
- А какие перспективы с другими комплектующими - с текстилем, подошвой?
- Подошва - второй после кожи важный компонент для нашего продукта. В некотором смысле мы оказываем влияние на индустрию подошв, поскольку наше предприятие - довольно крупный заказчик для производителей подошв. Мы создали собственный, достаточно большой парк пресс-форм (это формы, по которым отливаются готовые подошвы). Создание таких пресс-форм, называемых оснасткой, - высокотехнологичная работа, мы заказываем свою оснастку в Италии, при наших объемах продаж мы можем себе такое позволить, многие российские производители поступают так же. Кроме того, мы сами поставляем материал для изготовления подошв, материал этот мы закупаем за границей - у нас в стране он очень низкого качества. На производство готовой подошвы мы устраиваем тендер среди российских производителей. Мы инвестируем в новые продукты, стимулируя развитие их производства: по нашей инициативе были куплены машины для производства ТПУ-подошв - из нового, практически нестирающегося материала для низа подошвы. Так что в какой-то степени можно признать, что мы развиваем подошвенную индустрию. Но все равно пока еще слишком много в этом процессе зависит от нас. Для того чтобы предприятия по производству подошв делали все это сами: самостоятельно заказывали оснастку, ввозили материалы, - им нужно иметь пять-десять заказчиков, подобных нам.
Что же касается текстиля, нитки, подкладки, шнурков - со всем этим полная труба, все приходится ввозить, потому что внутреннего производства давно нет. Был завод "Моснитка" - так его обанкротили, и при этом сейчас пошлина на импортную нитку - двадцать процентов. Зачем? Сберегать ниточное производство, которого нет? Мое мнение: брать пошлины с материалов, ввозимых страну в отсутствие собственной индустрии, - совершеннейшая глупость.

Золотой винтик
- А как обстоят дела с оборудованием для обувного производства, тоже все ввозится?
- Собственное, внутри страны, производство оборудования - это последний этап создания индустрии. Если будет мощнейшее потребление, придет и оборудование. Исторически, по мере развития мировой обувной индустрии, оборудование производилось в Англии, потом в Германии, потом в Италии. Сейчас итальянская индустрия уходит в Китай, а там есть Тайвань, где машины разбираются до винтика, а потом собираются копии под своими марками. Они не думают над конструкцией, не тратят деньги на проектирование, а патентованные детали просто заменяют похожими. Так что запустить производство оборудования в своей стране будет предельно трудно.
Все это время у нас существовала пошлина на ввоз оборудования, к началу этого года удалось добиться ее отмены, но в силу это решение вступило только в конце августа. Постоянные проблемы возникают и с запчастями для оборудования. При ввозе запасных частей для оборудования фабрики - разных там винтиков и прочего - пошлина должна быть ноль-пять процентов, а если ввозишь винтик сам по себе -. двадцать процентов. Так вот, доказать на таможне, что ты везешь запасную часть к своей машине - предельно сложно, даже если показываешь свой баланс, на котором числится машина, каталоги с запчастями к ней и тому подобное. "А вдруг вы его будете для других целей использовать?" - говорят на таможне. Ну для каких целей можно использовать запчасти для обувной машины? Где это можно продать, на каком рынке? А запчасти к нашим машинам - это очень дорогая вещь: к примеру, металлическая игольная пластина для машины Pfaff стоит двести пятьдесят евро - дороже, чем золотая аналогичного веса, потому что сделана она из очень хорошей стали самого высокого класса обработки.

--------------------------------------------------------------------------------
Российские производители стремительно теряют рынок товаров легкой промышленности. Сегодня они занимают не более 25% рынка, все остальное - импорт. Почти две трети импорта завозится в Россию контрабандой и челноками
--------------------------------------------------------------------------------
 
Сейчас вот отменили пошлины на ввоз оборудования, но ведь НДС остался, и сроки амортизации не поменялись. Я по-прежнему вынужден изначально увеличивать стоимость оборудования на сумму налога, что совершенно нелогично - это же мои затраты! А мне говорят: нет, не затраты, это ты богатый стал и на эти деньги новый станок купил. А зачем мне нужен новый станок? Он же мне нужен только для того, чтобы ботинки делать. Мне ботинки нужны.
- Существующее налогообложение как-то влияет на ваше развитие?
- Это зависит от общепринятых правил игры на рынке. Ведь никого не волнует, какая цена на натуральный мех для подкладки, если только она не запредельная, такая, что просто отсекает покупателя. Главное - чтобы цена была одинакова для всех. Так и с налогами: если все будут платить одинаково, то работать можно. Но поскольку обувной рынок слабо организован и не сильно подконтролен государству, да еще если учесть грандиозные объемы "серого" импорта, то игроков, которые платят не все налоги, очень много. К тому же надо понимать, что обувное производство - в большой степени ручной труд: у нас в себестоимости зарплата и связанные с нею расходы достигают тридцати процентов, а, например, в подошвенном производстве - всего четыре. Если мы хотим защитить свой рынок от китайской продукции, то надо иметь в виду и то, что у них зарплаты гораздо ниже наших.
В конечном итоге конкурентоспособность определяется калькуляцией расходов. Вот Китай: у них есть дешевый ТЭП - материал для подошвы, резина дешевая - а это очень хороший материал, почти не изнашивается, позволяет делать очень красивый дизайн. В итоге у нас шестьдесят рублей стоит подошва вместе со всеми пошлинами, у них - тридцать. Дальше - в Китае есть собственная индустрия текстиля и ниток, значит, опять мы проиграли какие-то деньги. Кожа хорошая везде стоит одинаково, по сути, это - биржевой товар, но по расходам на зарплату мы опять проигрываем. В итоге у них пара обуви стоит десять долларов - средняя декларируемая на таможне цена, у меня получается пятнадцать, но у них пошлина семь долларов, значит, я что-то выиграл. Продукция нашей марки находится в верхней части среднего ценового сегмента, выше уже начинается дорогая модельная обувь, которую у нас в стране никто не делает. Но если для обувной отрасли убрать все лишние пошлины, неразумные налоги, уменьшить абсолютные расходы на материал, то можно было бы захватить еще более низкий ценовой сегмент, выиграть конкуренцию еще с большим числом китайских производителей. Тогда бы многие потребители сказали: да зачем нам эта непонятная китайская обувь, мы лучше свою, российскую будем носить.
Источник www.expert.ru
 

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот