КНР на мировом рынке текстиля и одежды

17.10.2005

Производство текстиля и одежды давно стало глобальным. Покупатели этих товаров по ярлыкам стран происхождения ("Made in China", "Turkey" или "Croatia") получают представление о масштабах их мирового выпуска. При этом не имеет значения, приобретается ли дорогой предмет верхней одежды под маркой "Escada", или рядовой дешевый товар.

КНР на мировом рынке текстиля и одежды
Производство текстиля и одежды давно стало глобальным. Покупатели этих товаров по ярлыкам стран происхождения ("Made in China", "Turkey" или "Croatia") получают представление о масштабах их мирового выпуска. При этом не имеет значения, приобретается ли дорогой предмет верхней одежды под маркой "Escada", или рядовой дешевый товар.
Процесс превращения Китая в "пошивочную мастерскую мира" уже ничто не может сдержать, считает Э. Хейман, эксперт по текстильной промышленности "Deutsche Bank". С момента присоединения к ВТО осенью 2001 г. он доминирует в мировой торговле текстилем и одеждой, имея долю в 20%. За этот период Китай потеснил Мексику и Турцию - традиционно важнейших поставщиков данных товаров в США и ЕС. Роль квот с целью сдержать быстрорастущий импорт китайской продукции, по его мнению, переоценивается и они представляют для местных производителей не более чем "краткосрочную защиту". К тому же до конца 2008 г. все квоты, по правилам ВТО, должны быть окончательно отменены. И даже в этот период новые квоты у таких традиционных европейских продуцентов текстиля, как Италия, Португалия и Испания, могут только создать видимость безопасности. В Азии имеется достаточно других стран-производителей, на продукцию которых не распространяются количественные ограничения и которые в состоянии изготавливать стандартные изделия по конкурентным ценам.
Причины безудержной экспансии Китая кроются не только в больших трудовых ресурсах и невысоком уровне заработной платы. Почасовая ставка зарплаты в данной отрасли Индии, Бангладеш и Камбоджи еще ниже. Для Китая характерна минимальная зависимость от импорта текстильного сырья и материалов. Он является ведущим в мире продуцентом хлопка, что обеспечивает ему фактически полную вертикальную интеграцию текстильного производства.
В последнее десятилетие в КНР были осуществлены масштабные инвестиции в текстильную индустрию. По данным Международной федерации продуцентов текстильного оборудования, за 1994-2003 гг. более 55% всех поставленных на мировой рынок ткацких станков было установлено в КНР.
Какую роль может играть Китай как поставщик текстиля и одежды, показывает пример Японии, которая наряду с США и странами Европы является крупнейшим в мире импортером этих товаров, но никогда не прибегала к введению импортных квот. Сегодня более 80% всей необходимой одежды она получает из КНР.
Наибольшие потери от либерализации мирового рынка рассматриваемой продукции несут южноевропейские государства (Испания, Италия, Португалия), сохранявшие в условиях существования квот свои традиционные производственные структуры, и некоторые развивающиеся страны, для которых текстильное производство является важнейшим в экономике (Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия, Филиппины). Первый негативный опыт они получили с отменой квот в рамках Международного соглашения по текстилю и одежде, срок действия которого истек с 1 января 2005 г. В результате импорт текстиля и одежды в ЕС из КНР поднялся "до заоблачных высот", тогда как поставки из других стран Азии сократились.
Усиление позиций Китая стали ощущать на себе также страны, которые из-за географической близости к Евросоюзу или США использовались для выполнения работ по давальческим операциям.
По мнению эксперта ВТО в Женеве Х. Норда, "Мексика, страны Карибского бассейна, Восточной Европы и Северной Африки, несмотря на все более укорачивающиеся циклы моды, могут остаться для США и ЕС важнейшими поставщиками", если сконцентрируют усилия на повышении качества, ускорении поставок, совершенствовании дизайна.
В противостоянии конкуренции со стороны дешевой азиатской продукции в Европе основная роль принадлежит Германии. "Реструктуризация нигде не проводилась столь радикально, как в ФРГ", подчеркивает Й. Кроненверт, представитель Объединения европейских союзов текстиля и одежды "Euratex". Тем не менее в настоящее время немецкие продуценты швейных изделий импортируют до 95% необходимых товаров, причем каждый третий компонент поступает из КНР.
В США структурная перестройка текстильной и швейной индустрии началась 10 лет спустя, но проводилась она значительно масштабнее, чем в ФРГ: с 1995 г. число занятых в данных отраслях сократилось на 46% до 847 тыс.
Хотя "дискуссии о наплыве пуловеров из Китая" уже не один месяц занимают умы политиков в Европе и Америке, а Пекин вместо долгожданного свободного рынка получил новые квоты, отмечает "Handelsblatt", в кругах китайской текстильной промышленности это не вызвало больших треволнений. Многие фирмы, по заявлению представителя одного из региональных союзов швейников, провели необходимую подготовку задолго до введения квот, полностью обеспечив себя заказами на длительную перспективу. Крупные швейные предприятия работают бесперебойно. При средней продолжительности рабочего дня в 11 ч налицо постоянная потребность в увеличении штатов.
Крупные китайские продуценты текстиля уже давно перебазировали часть производства из страны за рубеж. Компания "Tack Fat Group" (Гонконг) использует для изготовления своей продукции Камбоджу. Это обеспечило в последнее время продуцентам, которые шьют изделия для поставок американским торговым фирмам под известными брэндами, такими, например, как "Wrangler", бум в притоке заказов в связи с приближением рождественских праздников. "Tack Fat Group", как подчеркивается, реагирует на происходящее "по-китайски - быстро, гибко и прагматично". В период до конца марта 2006 г. с целью расширения объема производства на 1/3 она инвестирует около $100 млн. преимущественно в Камбодже. Ее товары поступают теперь в США с ярлыком "made in Kambodia".
Фирма "Luen Thai Holdings", которая шьет изделия под известными марками (включая "Polo Ralph Lauren"), продолжает наращивать производство в Китае и вложит $30 млн. в строительство двух новых фабрик. По мнению ее руководства, "все эти меры против нас - лишь на время".
Однако мелкие и средние китайские предприятия ощущают на себе давление новых квот. Торговая компания "Topnet International" ожидает с их введением сокращения объема операций на китайском рынке и стала больше поставлять товаров из Индии, Бангладеш и Вьетнама.
Выступая против установления индустриальными странами новых количественных ограничений, китайский министр торговли Бо Силай приводит свой самый сильный аргумент - предприятия текстильной индустрии КНР предоставляют работу 19 млн. человек. Если конфронтация с ЕС и США продолжится, сотни тысяч китайцев могут потерять рабочие места, указывает он.
Именно этот аргумент обусловил жесткую позицию Китая в затянувшемся споре с ЕС и США, полагает директор Научно-исследовательского института по проблемам ВТО (Пекин). По его мнению, власти ни в коем случае не захотят допустить усиления безработицы в отрасли, политико-хозяйственное и социальное значение которой столь велико. Она насчитывает 30 тыс. экспортоориентированных предприятий и обеспечивает почти 10% поступлений в бюджет; в 2004 г. на Китай приходилось 3/4 совокупного экспорта текстильной продукции стран Азии.
По сообщению Министерства торговли КНР, в ближайшие два года страна предполагает повысить свою долю на текстильном рынке Европы до 1/3.
Источник: по данным "Eurostat".

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот