Слагаемые успеха развития легкой промышленности

14.04.2014

Россия присоединилась к ВТО, но не утихают дискуссии о рациональности данного шага: кто-то уже видит пользу от подписания договора, а кто-то по сей день уверен в невыгодности его условий для нашей страны.

Слагаемые успеха развития легкой промышленности

Однако равнодушных к будущему российских торгово-промышленных предприятий нет. Легкая промышленность – одна из отраслей, которая не поддерживала идею вступления в ВТО.

Рассказать о текущем состоянии и перспективах развития этого сектора экономики мы попросили Татьяну Ивановну Соснину, председателя Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности.

– Татьяна Ивановна, наш разговор приурочен к двум круглым датам – 15-летию Российского союза производителей одежды и 20-летию Российского союза кожевников и обувщиков. Расскажите, пожалуйста, чем эти события важны для отрасли в целом?

– Прежде всего мне хотелось бы поздравить союзы с этими юбилейными датами. Это очень важное событие: 15–20 лет назад ситуация складывалась очень сложная, и образование союзов позволило консолидировать работодателей, предпринимателей подотраслей легкой промышленности. Это позволило им выработать меры поддержки предприятий. Мы сотрудничаем с этими союзами и всегда координируем свои действия, выводы и предложения, с которыми обращаемся к правительству Российской Федерации, к органам законодательной власти для того, чтобы оказать реальную поддержку нашим предприятиям и работникам отрасли.

– После подведения итогов 2013 года стало ясно, что состояние российской промышленности в целом не самое хорошее. Как Вы оцениваете положение легкой промышленности в масштабах страны?

– Смотря с каким периодом сравнивать. Если сравнивать с советским периодом, то мы упали катастрофически: по объемам производства – от 10 до 20 раз, по числу работников – с 1,5 млн членов профсоюза в 1989–1990 годах до 195 тыс. работников крупных и средних предприятий в 2013 году. Сейчас никто даже не пытается вести статистику, выйдем ли мы когда-нибудь на уровень советского периода или нет. Сегодня нужно говорить о том, есть ли тенденция развития производства или, наоборот, происходит стагнация.

По итогам 2013 года, если сравнивать легкую промышленность с обрабатывающим сектором экономики, у нас неплохие показатели: индекс роста текстильного производства составил 104%, индекс производства одежды, меховых изделий, швейной продукции равен 106,5%, но сильно просела кожгалантерея – всего 73%.

Важнее несколько другое. Сейчас появилась тенденция технического перевооружения производства для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке.

Например, кожевенно-обувное производство технически перевооружилось почти на 80% и может конкурировать по качеству своих изделий с Западом. Другое дело, что у нас ассортимент еще не такой разнообразный.

– Готова ли была легкая промышленность к вступлению в ВТО? Какие изменения в таможенной политике, на ваш взгляд, отрицательно повлияли на развитие отрасли?

– К сожалению, наша текстильная и легкая промышленность не была готова к вступлению в ВТО. Наша отрасль первая была приватизирована в 1992–1994 годах. После этого мы потеряли огромное количество предприятий, которые были обанкрочены. Легкая промышленность подошла к периоду вступления в ВТО неподготовленной с точки зрения технического уровня производства, потому что наши предприятия перевооружиться не успели и приблизительно 45% оборудования эксплуатируется 20 и более лет. Поэтому мы сейчас не говорим об экспортном потенциале нашей отрасли, он очень небольшой.

А что касается внутреннего рынка, то правительство перед вступлением России в ВТО приняло стратегию развития отрасли на период до 2020 года. Но, к сожалению, эта стратегия не была подкреплена механизмом ускорения технического перевооружения, обновления производства, улучшения ассортимента или другими серьезными мерами поддержки.

Поэтому вместе с российскими объединениями работодателей текстильной и легкой промышленности профсоюз стремился создать условия для ускоренного развития и защиты наших предприятий и нашего внутреннего рынка, лоббируя интересы отрасли в федеральных органах законодательной и исполнительной власти. За этот период удалось серьезно увеличить поддержку нашей отрасли с точки зрения субсидирования закупок сырья и материалов. И если больше 15 лет назад первая субсидия составляла всего 30 млн рублей, то в бюджете текущего года эта сумма составляет более 1,2 млрд рублей. Но, к сожалению, не все получилось так, как мы хотели: 300 млн рублей субсидий мы недополучили через Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в 2013 году.

Теперь обсудим, что привнесла ВТО. Вступили новые таможенные пошлины, новые правила работы, и по итогам года мы увидели, что у нас изменилась структура потребительского рынка. Не в пользу отечественной продукции. Если в 2012 году мы говорили, что отечественная продукция занимает 24,6% внутреннего рынка, то сейчас мы говорим о 14–16%, а в обуви около 8% внутреннего рынка. Это угроза, которая в 2015–2016 годах проявится особо серьезно, потому что именно в этот период нам предстоит существенное снижение пошлин по готовой одежде и обуви.

Наша текстильная и легкая промышленность была просто брошена государством. Если посмотреть сами таможенные пошлины, то они неадекватны той ситуации, которая складывается в других странах. Например, таможенные пошлины на одежду (костюмы, меховые изделия, колготы) у нас начисляются на килограмм, а обычно это делается в процентах от стоимости продукции. Сколько можно ввезти колготок?

Просто огромное количество! Мы становимся вне конкурентной среды. А если товары завозятся нелегально – это натуральный демпинг на нашем внутреннем рынке. Конечно же, наши предприятия испытывают жесточайшую конкуренцию. Именно поэтому мы ставим вопрос о необходимости пересмотра таможенных пошлин. Например, в Китае, который является нашим основным конкурентом, таможенная пошлина на готовую одежду и обувь составляет от 25 до 100% контрактной стоимости продукции.

– Ситуация действительно непростая. Вы говорили о бюджетном субсидировании легкой промышленности. А есть ли еще меры государственной поддержки развития отрасли, которые начали эффективно работать?

– Да. Для технического перевооружения наших предприятий были приняты очень существенные меры поддержки – снижение до нулевого значения НДС и введение нулевых таможенных пошлин на оборудование, закупаемое за рубежом. Учитывая, что сейчас для нашей отрасли в РФ машиностроителями ничего не выпускается, да и раньше импортное технологическое оборудование было более совершенное, более высокопроизводительное, предприятия закупали и закупают именно его.

Эта мера, которой добились объединения работодателей, а мы их как профсоюз поддерживали, привела к тому, что было ускорено техническое перевооружение производства. В результате существенно перевооружились кожевники, обувщики, швейники, в меньшей степени это сумели сделать текстильщики, потому что текстильное оборудование очень дорогое. Вот почему сейчас текстиль отстает в конкурентоспособности своей продукции по сравнению с обувщиками и швейниками.

– Какие меры, на Ваш взгляд, следует предпринять для улучшения конкурентоспособности и расширения сбыта продукции нашей легкой промышленности?

– Мы предлагаем создать центр оптово-розничной торговли российских товаров. В советское время была очень жесткая структура оптовой торговли, она охватывала все регионы страны и все секторы экономики. У предприятий были фирменные магазины или существовали государственные магазины, которые реализовывали нашу продукцию. Сейчас присутствуют в основном крупные сетевые магазины с иностранным капиталом, вход в которые для нашей продукции очень сложен. Большинство предприятий не в состоянии содержать свои фирменные магазины, хотя те предприятия, которые их имеют, безусловно, развиваются более уверенно, их продукция продвигается и они достигли более высокого уровня конкурентоспособности.

Мы считаем, что надо поступать так, как это делается за рубежом. Если мы применяем мировой опыт, если мы входим в ВТО, то в сетях должна быть определенная квота для отечественной продукции, и сети должны работать по общим правилам мировой торговли.

Там, как известно, уровень торговой наценки регулируется государством. У нас, к сожалению, этого нет, и мы хотим вести переговоры с правительством о внесении изменений в закон о торговле.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о зарубежном опыте создания государственных центров оптово-розничной торговли.

– Такие центры существуют во всем мире: Сантье – крупнейший центр оптово-розничной торговли под Парижем, Лалели и Осман бей – под Стамбулом. Под Мадридом, в Шанхае – в общем, во многих странах существуют центры оптово-розничной торговли своей продукцией. Они очень помогли в реализации товаров не только крупных предприятий, но и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей.

У нас же практически негде реализовывать эту продукцию, кроме как на рынках, которые, конечно же, носят нецивилизованный характер. Мы считаем, что продукцию, произведенную на российских предприятиях, особенно детские изделия, бельевые изделия, нельзя продавать в таких условиях.

– Какой уровень квотирования должен быть выставлен государством для швейной промышленности? Какой уровень НДС должен быть установлен, чтобы наша продукция стала конкурентоспособной?

– В Стратегии развития легкой промышленности есть такие целевые ориентиры – к 2020 году мы должны обеспечить 50% наполнения внутреннего рынка отечественной продукцией легкой промышленности. Я считаю, что к 2020 году надо идти последовательно: предположим, к 2015 году установить квоту для отечественных товаров в размере 25%, от 2015 года идти к 50% квоты к 2020 году. Тем более что 24,6% рынка мы уже занимали, но сейчас упали до 14–16%.

Что касается уровня НДС, то его надо снижать до 10%. У нас уже есть такая ставка НДС для детских товаров. Но я считаю, что надо делать общую ставку на всю продукцию текстильной и легкой промышленности. Однако это можно сделать только на отечественную продукцию, внести изменения в закон о НДС. Это способствовало бы повышению покупательной способности, удешевило бы нашу продукцию. Уже во многих магазинах спрашивают российскую продукцию, и все знают, что российская продукция качественная и долговечная.

– Сегодня много говорится о нехватке кадров на производстве. Много ли людей желает работать на предприятиях легкой промышленности?

– Недавно я была в Чебоксарах, там проходила профсоюзная конференция. В городе Новочебоксарске есть фирма «Элита», она выпускает мужские сорочки. Я посетила это предприятие. Там прекрасные условия, технически оно перевооружено полностью. Давайте посмотрим на псковскую фабрику «Славянка». На этих предприятиях заработная плата составляет более 20 тыс. рублей. По сравнению с другими секторами экономики, с металлургами, с угольщиками, это немного, но для легкой промышленности 20 тыс. рублей – это очень хорошая заработная плата. И если на предприятии прекрасные условия труда, высокая заработная плата, то предприятие обеспечено кадрами.

Однако среди специалистов у нас все же есть нехватка кадров. К сожалению, наши образовательные учреждения не очень хорошо уловили изменения в ситуации в легкой и текстильной промышленности. Когда я разговаривала с руководителями предприятий в Чебоксарах, они говорили о том, что сейчас надо готовить не только технологов, механиков производства, но и экономистов, маркетологов, менеджеров именно со знанием специфики отрасли.

В соответствии с указом президента разрабатываются новые профессиональные стандарты, в том числе для учебных заведений легкой промышленности, мы тоже участвуем в этой работе. Меняется ситуация в отрасли, меняется и совершенствуется технология, продукция, должна совершенствоваться и подготовка кадров. И в этом плане мы тоже должны поработать.

– Возможно, нам стоит привлекать иностранную рабочую силу через посольства иностранных государств за счет предоставления рабочих виз, квот? Или Вы считаете, что мы можем обойтись своими силами?

– Нет, я не могу так сказать. Когда-то я посещала предприятие Gloria Jeans в Ростовской области. Там мы увидели иностранных специалистов, которые внедряли свою технологию и оборудование. Я считаю, что это очень правильно: когда мы закупаем импортную технику и технологию, то нужно привлекать иностранных специалистов. Это снижает затраты и ускоряет внедрение технологии.

По моему мнению, может существовать прекрасное сотрудничество между нашими предпринимателями и зарубежными коллегами по созданию совместных производств на территории Российской Федерации или по предоставлению территорий для вложения инвестиций.

С рабочими же кадрами из Средней Азии возникает проблема. По нашему законодательству, если работодатель требует квоты на иностранную рабочую силу, то он декларирует только заработную плату, но не выплачивает социальные взносы в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев на производстве. В этом случае иностранный работник становится выгодным для работодателя.

Мы, как профсоюз, против этого возражаем, так как считаем, что они вытесняют наших работников. Мы не против иностранных работников, если есть дефицит кадров. Но не надо демпинговать заработную плату. Выплачивайте такую же заработную плату, как гражданам России, платите все социальные платежи, чтобы для всех были равные условия. Мы с удовольствием примем иностранцев в наш профсоюз и будем защищать их интересы точно так же, как мы защищаем интересы российских работников.

Ведь высокое качество, прекрасные технологии, высококвалифицированные кадры, хорошие условия труда – это слагаемые успеха, которые могут в дальнейшем способствовать устойчивому развитию нашей легкой промышленности.

ТПП-Информ


Marina
Marina
+1117
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот