Кризис превратил Латвию в большой пошивочный цех

26.11.2010

Ассоциации латвийских производителей белья (Latvera) чуть больше года. Главными задачами Latvera видит защиту интересов отрасли «в верхах» и популяризацию латвийского белья в мире.

Кризис превратил Латвию в большой пошивочный цех

Обо все этом Деловому Телеграфу  рассказал председатель правления Latvera Юрий Хадарович.

Меньше зарплаты, больше работы

— Интересные тенденции наблюдаются: пару лет назад швейники жаловались на правительство и грозились перенести производство за границу, сейчас жалуются на дефицит квалифицированных кадров. Но ведь ясно, что расцвет швейной отрасли означает упадок экономики, эти производства размещают в странах с дешевой рабочей силой. То есть в тучные годы отрасль хирела, сейчас снова цветет...

— Да, все правильно. Нынешний упадок в Латвии производителям-экспортерам где-то выгоден, как бы парадоксально это ни звучало. Хотя нам всем хотелось бы нормальных условий и для жизни, и для работы. Но рабочая сила подешевела, и в последние месяцев девять я никаких разговоров о переносе производства не слышал. Но когда власти снова принимаются говорить о росте налогов, то и бизнесмены начинают гудеть: мол, уйдем из страны.

— Многие «латверовцы» полагают, что главной задачей ассоциации должны стать не выставки, а лоббирование отрасли в правительстве. Что можно сделать в этом направлении, есть ли какая-то господдержка отрасли?

— В сущности, проекты Латвийского агентства инвестиций и развития и есть господдержка, агентство-то государственное. Недавно меня в числе других представителей бизнеса приглашали в Министерство экономики, хотели услышать о проблемах. Конечно, они и так все знают, но зачем же упускать возможность напрямую высказаться?

Выставки были очень актуальны в разгар кризиса, но сегодня другая проблема — не успевают фирмы с заказами. Так что, и по выставкам теперь не ездить?

Кадры решают:  Все! С нас хватит...

— А что с кадрами?

— В разгар кризиса многих сократили, сейчас идет рост, но уволенные не сидели сложа руки, многие уехали. Сейчас снова требуются специалисты, а их нет! И сегодня у многих фирм проблема, они не успевают выполнить заказы из-за нехватки кадров.

— Как члены Latvera пережили кризис, никто не обанкротился?

— Небольшие предприятия пережили кризис очень тяжело, некоторые на грани были, но все выжили.

— Какие-то интересные заказы были, что-то совсем необычное?

— Да мы свои трусы-бюстгальтеры шить не успеваем! Но предложений поступало немало, не секрет, что 95% крупных европейских производителей шьют свою продукцию за границей, в основном в Азии. Впрочем, сегодня многие Азией «накушались», хотят вернуться в Европу и ищут здесь недорогих производителей. Были не только «бельевые» предложения. Предлагали нам насадки на микрофоны шить, похожие на клоунские носы.

Москва - Париж - Алма-Ата

— Сколько сейчас членов в Latvera?

— В ассоциацию на данный момент входит 20 фирм, в основном лиепайские, так сложилось, что Лиепая — «бельевая столица республики». Из Риги пока три, сейчас идут переговоры еще с двумя рижскими фирмами.

— В каких выставках участвует Latvera?

— За этот год мы дважды побывали в Париже — в январе и сентябре, в феврале были в Киеве, весной ездили в Алма-Ату, в середине апреля были на рижской выставке Intertekstil balticum 2010, в конце сентября снова, как и год назад, устроили общий показ в Москве. Есть костяк из 5—7 фирм, которые ездят всюду, кто-то ездит выборочно.

— И что вы делаете в Париже?

— В январе в Париже к нам шли в основном знакомиться, а в сентябре подходили целенаправленно — посетителей было раза в полтора больше, чем зимой. Кто-то услышал позитивные отзывы, кто-то в журнале прочел, кто-то наш каталог видел, мы его везде раздаем.

Политика у нас такая — на выставках я собираю все контакты, то есть магазины, оптовые базы и прочее, потом рассылаю всем членам ассоциации, и они уже работают напрямую. Например, недавно в Латвию прилетели представители французской фирмы Sexy Lingerie, которые в сентябре посещали стенд Latvera в Париже. И отобрали пять фирм, с которыми они хотели бы познакомиться поближе и обсудить возможности будущего сотрудничества. Дальше, как обычно, сотрудничество у фирм будет идти напрямую, Latvera отходит в сторонку.

— Обычно реальные результаты выставок проявляются через полгода-год, значит, сейчас уже можно говорить об итогах первой общей выставки в Москве осенью 2009-го. Есть чем похвастаться?

— В Москве мы не делаем общего стенда, там все фирмы работают индивидуально. Latvera делает «изюминку» — общий показ для привлечения внимания к нашим стендам. Про новые контракты после выставок сказать не могу, я не требую отчета. Да и не скажет никто, все же конкуренты. Но вижу тенденцию в целом — в этом году у всех наших фирм прирост порядка 25% к объемам прошлого года.

Может, сказывается то, что на нашем основном рынке, в России, закончился кризис, а во время него возник товарный голод, и теперь покупатели требуют всего и побольше. К тому же рубль окреп, и наша продукция для россиян подешевела. Боюсь только, что после того, как рынок снова заполнится, не началась бы вторая волна кризиса...

Учиться всегда пригодится

— У Latvera была программа по обучению людей с сокращенным рабочим днем. Кто в ней участвовал?

— Программа была разработана Госагентством занятости, и чтобы ее применить конкретно в нашей отрасли, мы совместно с Управлением развития Лиепаи и Лиепайской школой туризма и текстиля разработали курс обучения, в котором могли бы участвовать работники швейных фирм. В разгар кризиса это было актуально, многие наши фирмы такой возможностью воспользовались. Швеи получали основы знаний технолога, конструктора — это важно, швее надо понимать, почему требуется шить так, а не иначе.

— Latvera вступила в Латвийскую ассоциацию предприятий легкой промышленности. И вместе разрабатывался проект, связанный с обучением и повышением квалификации. На какой он стадии?

— Латвийское агентство инвестиций и развития эту программу разработало, в сентябре наш проект был утвержден. Как малые фирмы, мы получим до 73% софинансирования от еврофондов. Нам важна отправка наших специалистов, то есть конструкторов, технологов, дизайнеров на обучение в разные страны или приглашение зарубежных специалистов к нам, для обучения на месте.

Еще важней покупка оборудования, к примеру, IT-программ для контроля над всем производством, от закупки ниток до продаж. Одна из наших фирм в рамках этого проекта уже затеяла модернизацию цеха, закупила оборудование и пригласила консультанта.

Вообще, хотим создать отраслевой учебный центр.

Latvera в цифрах

Общий оборот всех 20 фирм, входящих в ассоциацию, — 35 - 40 млн. латов в год. Количество сотрудников — около 2500.

На экспорт идет 90 - 95% продукции. В основном в Россию — около 75%, остальное экспортируется в западные страны, на Украину, в страны Азии, Эстонию и Литву.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот