Нелегкая жизнь легкой промышленности

12.11.2010

Интервью с Фатимой Чекоевой, директором ООО «Нартика», которое специализируется на пошиве детской и женской одежды.

Нелегкая жизнь легкой промышленности

Недавно прошедший во Владикавказе первый строительно-промышленный форум «Гостеприимная Осетия» собрал на одной выставочной площадке все то, что сегодня может отнести себе в актив реального сектора экономики регионов юга России. На его выставочных стендах была представлена продукция крупнейших компаний и фирм Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и других соседей по региону.

Представила, конечно, свои сегодняшние возможности и Северная Осетия. И, надо сказать, на фоне других северокавказских территорий наша республика выглядела вполне достойно, в грязь лицом не ударила. Участники форума и многочисленные посетители развернувшейся в спортивном комплексе «Манеж» выставки имели возможность познакомиться, а при желании и приобрести продукцию предприятия «Нартика». В выпущенном к этому особому случаю рекламном проспекте она была охарактеризована так: одежда для взрослых (женские пальто, костюмы и т. д.) и детей (куртки, пальто, школьная одежда) выпускается «Нартикой» практически на любой вкус, различного размерного ряда. Используются самые современные технологии и ткани высокого качества. Ассортимент продукции постоянно обновляется, с учетом пожеланий потребителей и тенденций моды. Разрабатываются новые модели различного дизайна: и прогрессивного, и традиционного. В истинности этих слов могли убедиться и те, кого привлекла одежда, представленная на стендах «Нартики».

Собеседник — директор ООО «Нартика» Фатима Чекоева. А тема разговора: легко ли быть предпринимателем.

Фатима Владимировна, вы, можно сказать, уже ветеран бизнеса республики. Предпринимательский стаж — два десятка лет. Что же говорит накопленный за это время опыт: труден ли хлеб предпринимателя?

— Легким его не назовешь. Говорю это со знанием дела. Вот уже более 20 лет перестройке Горбачева. Мы начали строить свой бизнес, можно сказать, вместе со стартом рыночных реформ в стране. Начали с нуля, на пустом месте.

Оставили свои государственные должности инженеров, продали машину, чтобы иметь стартовый капитал, взяли на отшибе землю в аренду и начали пахать, создавать свое дело. И, надо сказать, все эти годы были годами сплошных преодолений, борьбы с обстоятельствами и множеством то и дело возникающих проблем.

Первое наше предприятие было другого профиля — кондитерское производство. Мы, создавая его, ориентировались на самые высокие стандарты. Пригласили, можно сказать, «профессора хлебных наук» из Москвы — специалиста самой высокой квалификации. Он за два месяца поставил прочно на ноги наше производство, оставил много своих рецептов. И просто дал такой творческий толчок нашему производству, что дальше мы уже сами сочиняли эти рецепты. Мы ежедневно поставляли в торговую сеть 40 видов различных кондитерских изделий.

Без ложной скромности могу сказать, что с тех пор, как это наше производство остановилось, я не встречала, и не встречаю на прилавках при всей их нынешней изобильности такой продукции.

— Почему же тогда пришлось свернуть это дело?

— Причиной стал дефолт 1998 года, который тогда подкосил и уничтожил десятки, а по России, думаю, тысячи малых предприятий. Не стали исключением и мы. После этого пришлось долго и трудно выходить из тупика. Но это сделать так и не удалось. Да и рынок опять изменился кардинально.

— Но на этом же ваша карьера предпринимателя не закончилась?

— В 1999 году был открыт цех по производству одежды — ООО «Нартика». Разворачиваться опять было очень трудно. Ибо дело снова ставилось на пустом месте. Необходимо было создать производственную базу, восстановить машины, запастись сырьем, собрать коллектив. И хоть он состоял из мастеров со стажем, но многие из них давно не работали, потеряли квалификацию. Нужно было определиться и с направлением деятельности.

— Выстроить маркетинговую политику?

— Именно. Это для малого бизнеса — одна из важнейших составляющих успешности. Прописная рыночная истина — спрос определяет предложение. Потому мы обследовали местный рынок. Выяснили, что на нем недостаток детской одежды. А та, которая присутствует, предлагается по очень высоким ценам.

Через 3 месяца после регистрации мы выпустили первую партию детской одежды. Через 5 — у нас в коллективе уже было 200 человек.

— Как же удавалось такой немаленький коллектив обеспечивать заказами?

— Мы регулярно участвовали в тендерах, для чего я часто выезжала и в Москву. Мы не боялись это делать, потому что знали, что наша продукция отвечает всем требованиям, она, что называется, на уровне. Участвовали и в выставках. Такие мероприятия хороши, прежде всего, не тем, что там можно заключать соглашения, хотя такое тоже бывает. А тем, что дают возможность оценить свой уровень. Сравнить собственную продукцию с продукцией лидеров отрасли. И это заставляет подтягиваться, соответствовать лучшим образцам.

Время наших самых значительных успехов и стабильной работы именно то, когда мы участвовали в тендерах. И получали большие заказы. Одевали в свою одежду десятки тысяч детей и подростков Северного Кавказа. И не только. Но в 2006 - 2007 г.г. опять ситуация изменилась. И опять кардинально. И «Нартика» вынуждена была существенно сократить масштабы своей деятельности. Перед нами встали огромные проблемы.

— Что же послужило причиной?

— Их, этих причин, несколько. На тендер пробиться стало невозможно. Любая не там поставленная в заявительных документах запятая, образно выражаясь, могла стать причиной отказа. В практику вошла и система откатов, которая, естественно, уже загодя программировала результаты тендеров, определяла их победителей. После двух таких тендеров я пыталась судиться, чтобы оспорить их результаты. И хотя удалось доказать свою правоту, ожидаемых перемен все равно не наступило. Тогда я поняла: моих сил пробить эту стену не хватит.

— Это одна причина, а другие?

— Это и безудержный и неконтролируемый рост тарифов на энергоносители. Дорожающее сырье. Перенасыщенность наших рынков ввозимой из-за пределов страны импортной, по большей части китайского производства, продукции. И невозможность конкурировать с ней нашей, в первую очередь из-за цены, обусловленной реальной себестоимостью, складывающейся из всего перечисленного мною выше. Можно было бы этот список продолжать, но не вижу смысла. Все общеизвестно и на виду. Скажу лишь о следствии этих сошедшихся в одном месте обстоятельств для одного конкретного предприятия — ООО «Нартика». Мы до сих пор шьем и военную форму, и детскую, и женскую одежду. Заказы, правда, теперь мелкие. А штат предприятия — 15 человек. По размеру заработной платы работники легкой промышленности — на втором месте от конца среди всех отраслей. За нами только те, кто трудится в аграрном секторе. И это обусловлено объективными факторами. Невозможно из тех прибылей, что получаем, «вытянуть» более или менее достойную для сегодняшнего дня зарплату.

Мы уже смирились с такой ситуацией. И занимаемся только тем, что зарабатываем себе на хлеб. Мы — это и рабочие, и директор. Ни о каком развитии предприятия, его техническом перевооружении и речи не идет. Наша жизнь расписана от силы на 2 месяца вперед. И это уже хорошо.

— Ну а где же выход? Видите ли вы перспективу?

— На местном уровне этот образовавшийся «Гордиев узел» не разрубить. Тут, я думаю, нужны системные, государственные подходы. И прежде всего создание соответствующей законодательной базы для развития легкой промышленности. Она сегодня пока в «золушках» у власти, отодвинута на последний план. Нужна внятная и четкая экономическая политика, стимулирующая не только развитие предприятий, но и платежеспособность населения, подготовку квалифицированных кадров, готовых к работе, имеющих возможность повышать свою квалификацию, и мотивированных на высокопроизводительный труд. Проблема дефицита рабочих кадров сегодня стоит во всех производствах. Но в легкой промышленности она особенно остра. В ней в большинстве работают люди в возрасте. Постепенно они уходят на заслуженный отдых. А молодежь в отрасль не идет. Отсюда вытекает еще одна проблема — профориентации.

Приведу в связи с этим такой пример. У меня дети учатся в школе. На одном из собраний были озвучены такие цифры. В нашей школе 20% родителей с высшим образованием. Из них стабильную работу имеют только 9%.

47% родителей — с рабочими профессиями. Из них 90 с лишним процентов обеспечены постоянной работой. Возможно, кто-нибудь из выпускников, может, и вспомнит эти цифры, выбирая свой жизненный путь.

Но, думаю, все названные мною проблемы и вопросы надо решать и решать в комплексе, с государственных позиций. Только в таком случае стоит ожидать перелома в нынешней нелегкой жизни легкой промышленности республики.

Л. Андреева,
«Северная Осетия»

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот