«Текстильлегпром»: у легкой промышленности есть будущее!

13.10.2010

В Москве, на ВВЦ, недавно завершилась 35-я Федеральная ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ». С просьбой прокомментировать ее итоги, а также рассказать о перспективах развития отечественной текстильной и легкой промышленности корреспондент ТПП-Информ обратился к председателю комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Борису Фомину.

«Текстильлегпром»: у легкой промышленности есть будущее!

– Борис Михайлович, расскажите, пожалуйста, какие основные тенденции развития отечественной текстильной и легкой промышленности были продемонстрированы на 35-й Федеральной оптовой ярмарке «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ»?

– 35-я Федеральная ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ», прежде всего, наглядно продемонстрировала то, что, несмотря на экономические трудности, наметился позитивный тренд развития российской текстильной и легкой промышленности. Поддержка предприятий, фирм и компаний отрасли со стороны государства позволила им пройти период кризиса с наименьшими потерями. При этом многие из них продолжали модернизацию производства.

Ярмарка, на мой взгляд, лишь подтвердила те основные тенденции, которые четко прослеживаются в развитии отрасли в последнее время.

Первая – активизация процесса освоения производства конкурентоспособной продукции.

Вторая – серьезный сдвиг в направлении наращивания производства текстильных материалов технического назначения. Главное же то, что ярмарка показала, что у отечественной текстильной и легкой промышленности есть будущее, продукция российских предприятий востребована не только на внутреннем рынке.

– В чем заключалась ее деловая программа, принимают ли в ней участие фирмы и компании из ближнего и дальнего зарубежья?

– Вы правы, деловая программа – это один из важнейших компонентов любой современной выставки. Формат мероприятий деловой программы 35-й Федеральной ярмарки «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ» был разнообразным (семинары, конференции, круглые столы, презентации, конкурсы, экспозиции тренд-залов), насыщенным и охватывал широкий спектр вопросов, касающихся работы промышленности и ритейла. Акцент делался на вопросы тактического и стратегического характера развития текстильной и легкой промышленности: анализ и прогноз развития потребительского рынка товаров, создание продукции нового поколения, инновации в области техники и технологии. В общей сложности в рамках деловой программы проведено 34 мероприятия.

В деловой программе ярмарки принимали участие ведущие специалисты зарубежных фирм, в том числе международного холдинга NEJMS, маркетинговой компании Step by step, организации «Российско-Европейский текстильный альянс», компании Huntsman и ряда других.

Ключевыми мероприятиями стали расширенное совместное заседание комитета ТПП РФ и комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности по теме «Таможенно-тарифная политика как инструмент поддержки отечественных товаропроизводителей и повышения конкурентоспособности товаров текстильной и легкой промышленности», III Федеральная конференция «Российский рынок одежды: возможности роста и стратегии успеха в новых условиях», конференция «Развитие индустрии головных уборов», круглый стол «Технический текстиль, высокотехнологичные ткани, нетканые материалы, защитная одежда в формате научно-производственного развития».

Безусловно, каждый участник мог найти для себя интересные мероприятия и почерпнуть что-то новое.

– Что «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ», на Ваш взгляд, дал для развития отечественной текстильной и легкой промышленности?

– «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ» – это значимый производственный, коммерческий и информационный ресурс отрасли. Формат ярмарки уникален, эффективен и позволяет одновременно решать несколько задач.

Внутриотраслевые задачи производственного характера «по горизонтали» – между смежными отраслями промышленности, так как все салоны ярмарки «Текстильлегпром» – это элементы единой технологической цепи: сырье – техника – готовая продукция. А также «по вертикали», в части формирования российского потребительского рынка товарами текстильной и легкой промышленности оптовыми и розничными звеньями ритейла. Кроме того, ярмарка является действенной площадкой для формирования имиджа предприятий-производителей.

– В чем Вы видите основные проблемы и препятствия на пути развития  отечественной текстильной и легкой промышленности и каковы пути их преодоления?

– Проблем, которые сегодня сдерживают развитие отечественной текстильной и легкой промышленности, немало. Большинство из них характерны для всех отраслей обрабатывающей промышленности. Прежде всего, это низкий технический уровень производства, недостаток инвестиций для его обновления, по-прежнему высокие процентные ставки по кредитам коммерческих организаций. По экспертным оценкам, сегодня текстильная промышленность обновила мощности на 30-32 %. Сделано это на основе современного импортного оборудования, позволяющего производить конкурентоспособную продукцию.

Далее – это отсутствие необходимой отечественной сырьевой базы. В стране сегодня для текстильных предприятий производится лишь льноволокно, пеньковолокно и шерсть среднего и низкого качества. 100 % хлопкового волокна ввозится из-за рубежа, производство химических волокон и нитей в России не превышает 46 % потребности в них отечественных предприятий. Практически 100 % полиэфирных волокон и нитей импортируется, отсутствуют отечественные полиуретаны, натуральный шелк, почти не производится в России мериносная и тонкая шерсть. Достаточно сказать, что в 2009 году импорт сырья для легкой промышленности составил 2,2 млрд долларов.

Развитие собственной качественной сырьевой базы – в первую очередь, льна, шерсти, кожи, меха, химических волокон и нитей, вискозы, то есть тех видов сырья, для производства которых в России есть практически все ресурсы, – позволит снизить производственные издержки, расширить производство и ассортимент, повысить конкурентоспособность российских предприятий текстильной и легкой промышленности.

И в-третьих. Для российского производителя и внутреннего рынка товаров легкой промышленности продолжает оставаться актуальной проблема неснижающейся экспансии нелегального импорта, который в объеме российского рынка товаров отрасли составляет в стоимостном выражении почти половину.

– Как Вы считаете, возможно ли успешное развитие этих отраслей без помощи и поддержки государства, только опираясь на силы частного бизнеса? Если нет, то в чем, на Ваш взгляд, эта помощь должна заключаться?

– Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что текстильная и легкая промышленность – это многоотраслевая отрасль, которая объединяет 17 подотраслей, 15 тысяч крупных, средних и малых предприятий. Из них 70 % – это градообразующие предприятия.

По нашим расчетам, для устойчивой работы предприятий отрасли сегодня необходимо в три раза увеличить объемы субсидирования из федерального бюджета ставок по кредитам на сезонную закупку сырья и материалов, а также по кредитам на техническое перевооружение производства. Следует также обеспечить реализацию пилотных проектов, предусмотренных Стратегией развития легкой промышленности на период до 2020 года, создать условия для  активного притока капитала в отрасль.

Андрей Городнов,
ТПП-Информ

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот