Свято место пусто не бывает: в очередной День молодежи «Молодая гвардия» «партии власти» продемонстрировала модернизацию, так сказать, в действии. На месте «Черкизона», разрушенного практически до основания за кубометры контрафактной продукции, подрастающее поколение «ЕдРа» провело фестиваль «День поколениЯ. Черкизовские игры», который станет отправной точкой для создания здесь центра «интересных спортивных занятий для молодых людей». Но это не единственное преобразование на месте крупнейшего рынка России. Сейчас готовится к открытию огромный отремонтированный торговый комплекс «Новый АСТ», который займет всего лишь 20% от былых площадей. О том, какой ценой российским предпринимателям удалось выбить это место под солнцем, и их дальнейших "завоевательных" планах рассказал в интервью сайту «Коррупция.NET» председатель профсоюза работников рынка Леонид Развозжаев.
- Сегодня «Черкизон» разрушен, вернее, 80 процентов от того, что там было, - это 15 рынков. То, что мы просили у федеральных властей, не тронуто и сейчас реально работает, речь также идет об открытии торгового комплекса «Новый АСТ». Территориально он привязан к «Черкизону», но ни морально, ни юридически не имеет к нему никакого отношения. Его владелец, как я предполагаю, Тельман Исмаилов. Потому что он раньше был владельцем компании АСТ.
- Что принципиально изменится в работе этого комплекса? Решены ли здесь проблемы «Черкизона»?
- Особенность «Нового АСТ» в том, что там всегда был очень высокий процент российских предпринимателей и товаропроизводителей. В торговом комплексе только по моему профилю было около 200 товаропроизводителей - граждан России. Это головные уборы, меховые изделия в основном. Поставки из Новосибирска (20%) и Краснодарского края (80%), российское, европейское и американское сырье. Говорить о каком-то низком качестве не приходится, тем более о контрафакте. Кроме того, на АСТ выполнены требования противопожарной безопасности.
Когда закрывался «Черкизон», эти нарушения якобы были предъявлены чуть ли не владельцу рынка. С другой стороны, многие воспринимали это как политический накат. Но в конечном-то итоге пострадали предприниматели, некоторые из них потеряли все. Это, на наш взгляд, несовершенство закона. В нем прописаны взаимоотношения между управляющей компанией и государством, муниципалитетом. А права арендаторов не упоминаются. Почему страдают люди, которые не имеют отношения к нарушениям и к политическим играм?
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы подобные ситуации не повторились впоследствии?
- Нужно, чтобы на этих маленьких торговых точках стоял не раб крепостной, который все время должен управляющей компании, который продает корову, квартиру, лишь бы заплатить аренду. Арендатор-предприниматель должен стать равноправным субъектом права. Предприниматели хотят видеть альтернативу.
Вот к примеру, в Ярославле рынок. Там сменился руководитель управляющей компании. Был Иванов, стал Петров. Аренда сразу подорожала в три раза. Что он внес туда такого креативного? Далее, в Брянске сносится рынок так же, как и в Питере. Там была пятитысячная демонстрация, каких с 91-го года не было. Якобы заходит инвестор, люди губернатора, естественно. Предприниматели говорят: «А зачем нам инвестор? Нас управляющая компания устраивает. Мы готовы сами профинансировать, дайте нам землю, она же муниципальная? Мы здесь сами построим торговый комплекс долевым способом, управлять им будем сами, коллективно». Как ТСЖ: не понравилось, сменили. Должны быть механизмы разные.
- Какие, например?
- В каждом торговом комплексе, рынке должны быть узаконены либо профсоюзы, либо советы арендаторов, имеющие юридическую основу. Это нужно для того, в частности, чтобы арендная плата внезапно не поднималась и людей не лишали торговых мест. А сейчас как? Мы никакого влияния не имеем, зато в конечном итоге несем всю ответственность.
Также у нас есть ряд предложений по выделению земель в областях. Федеральный закон № 271 гласит о том, что рынки должны быть реконструированы в областных городах к 1 января 2013 года. Часто реконструкция оборачивается тем, что рынки сносят, а предпринимателей оставляют без альтернативы. Мы предлагаем: выделяйте людям тогда землю, помогайте. Давайте создадим частно-государственное партнерство под гарантией государства. Это же миллиарды долларов прибыли в год за счет арендных оплат!
Мы хотели сами проинвестировать на строительство в Подмосковье хорошего торгового комплекса порядка миллиарда долларов. Разве плохо, если сейчас, в кризис, развернется стройка? Это практически маленький город со всеми нужными объектами, с инфраструктурой.
- И какая же реакция на это?
- Мне звонили с администрации президента, из правительства. Просили от меня всякие референты, письма. У них много времени уходит на изучение. Пока первый шаг - открытие «Нового АСТ». Это как место, где мы будем работать, пока ищем альтернативу.
Но особо диалог с нами никто не ведет. В московском Департаменте потребительских услуг нам было сказано: «Торгаши, пошли вон отсюда». А федеральная власть - да, с пониманием относится, но говорит, что ничего сделать не может. Мол, Юрий Михайлович, это юрисдикция московская. Я думаю, что выводы делаются, но много времени уходит, чтобы пробить эту вертикаль. У нас несколько томов писем. Реально килограммы отписок!
- А что, если пойти другим путем: какие предложения со стороны торговых сетей?
- Если предприниматель заносит свою продукцию в торговую сеть, нужно сразу заплатить за «входной билет». Это гигантская сумма денег только за то, чтобы я положил им товар на полку. Потом, через год, они рассчитаются и вернут мне то, что не смогли продать, - абсолютно кабальные и рабские условия. Они, может быть, интересны для тех, у кого есть дешевые кредиты: положил на год на эту полку и лежит. У нас наоборот: мы живем за счет высоких оборотов при небольших оборотных средствах. Это достигается за счет высокой концентрации предпринимателей и оптовых покупателей в одном месте.
- Не так давно вы с коллегами организовали Всероссийский координационный центр предпринимателей. Какие задачи вы перед собой ставите?
- Проблем в сфере предпринимательства очень много, в регионах они часто замалчиваются. Да и сами предприниматели часто консервативны, боятся что-то говорить, потому что прав не имеют. Вот пример из Ижевска. Там идет захват рынка рейдерским способом. Владельцы - порядка 20 человек акционеров - выиграли все суды, но их не пускают силовики. Арендаторов (там порядка 4000 торговых мест), которые проявляли свою гражданскую активность, попросту выкидывают, массовые аресты были. На других давят, заставляют работать с одним поставщиком. Была история про то, как лишили торгового места человека, для того чтобы обеспечить местом некоего сокращенного сотрудника МВД. А местные СМИ это замалчивают, телевидение не показывает.
Вообще, география активного протеста достаточно широка: Псков, Калининград, Сергеев посад, Воронеж, начинается бессрочная голодовка в Старом Осколе, вчера был митинг в Орле, также активизировались Ставрополь и Астрахань.
Мы сейчас решаем вопрос о выпуске газеты, создании сайта. Я ведь могу газету тиражом 150 тысяч экземпляров доводить адресно до каждого предпринимателя. По тем же схемам, по которым идет товар.
- Улучшения положения предпринимателей я в ближайшее время не вижу. Будет только ухудшение: нефти продается меньше, значит бизнес будут забирать все больше. На нас давят крупные торговые сети. Я не исключаю, что Газпром включится в эту игру. Есть информация в открытых источниках на эту тему.
Но - всего в России 38 млн индивидуальных предпринимателей, 10 млн из них работают на рынках. Когда вспыхивают подобные конфликты, становится видна наша главная особенность. Мы не простые предприниматели-одиночки. На данный момент мы являемся единственными представителями в России класса, который нельзя уволить, запугать простым способом, как можно сделать с рабочим. Если мы состоимся организационно, мы будем финансово независимой структурой. Ведь 10 млн предпринимателей могут профинансировать любое мероприятие. Это ведь не один Ходорковский - 10 млн человек не посадишь. Все эти нюансы очень важны в становлении гражданского общества.
Я считаю, что мы имеем право и будем разговаривать с властью на равных. Иллюзий никаких не испытываю, перспективы большие. Мы готовы на любой конструктивный диалог. У нас есть что предложить власти.
P.S. В завершение хотелось бы вернуться к черкизоновскому преображению от «Молодой гвардии». Активисты движения говорят, что место они выбрали не случайно. Мол, снесенный рынок пользовался дурной славой рассадника контрафакта, нелегалов и коррупции. Теперь это якобы станет территорией молодежи, спорта и прочей благодати. Хорошо, «молодогвардейцам» шанс на преобразования дан. Дадут ли его предпринимателям, приносящим в казну немалые средства, - вопрос открытый.