Производители чулочно-носочных изделий страдают от разобщенности

30.09.2013

Ещё в 1990-е гг. все отрасли легкой промышленности попали в число наиболее пострадавших от распада Советского Союза. Производство чулочно-носочных изделий не стало исключением. Тем не менее, платежеспособный спрос населения на эту продукцию никогда не исчезал. Смогут ли отечественные производители сохранить достойное место на рынке?

Носки, гольфы, гетры, чулки, колготки, детские носочки... По данным выборочных обследований Росстата, за год средняя российская семья тратит на них не менее 1600 рублей.

Российский рынок чулочно-носочных изделий поистине огромен! Между тем, доля на нем российских производителей устойчиво-не велика.

Сложившаяся ситуация имеет несколько причин. В их числе и низкие потребительские свойства продукции (за последние 20 лет, воспользовавшись спросом на российском рынке, Турция довела качество своего трикотажа до европейского уровня), и проблемы со сбытом, и высокие тарифы естественных монополий, и постепенный подрыв отечественной сырьевой базы.

На фоне происходящего поражает почти полное отсутствие рыночного сознания у большинства отечественных производителей чулочно-носочных изделий. В ходе исследования, проведенного компанией IndexBox в августе-сентябре 2013 г., специалистам отдела сбыта ведущих предприятий задавался ряд вопросов о состоянии отрасли: «Как вы оцениваете роль импорта? Назовите своих важнейших конкурентов.

Каковы их ассортимент продукции и объем производства?» В большинстве случаев были получены сбивчивые или не соответствующие действительности ответы. Между тем, к примеру, производители синтетических каучуков представляют ситуацию у конкурентов так же хорошо, как и на собственном предприятии.

Более половины себестоимости чулочно-носочных изделий приходится на пряжу, производство которой в России год от года падает.

Основная причина этого - постепенный разрыв, существовавшей со второй половины XIX в. устойчивой производственной цепочки. Хлопок-сырец из стран Средней Азии (прежде всего, Узбекистана) везли в Россию. Здесь из него ткали пряжу, которая шла на производство тканей, текстильных и трикотажных изделий, потреблявшихся как в России, так и в других странах СНГ. За 1990-е гг. узбекские производители хлопка переориентировались на рынки Китая и Турции. Кроме того, у среднеазиатских стран появилось собственное текстильное производство, которое уже сейчас составляет конкуренцию отечественному, в т. ч., на рынке чулочно-носочных изделий, постельных принадлежностей, мужского и женского нижнего белья. И это далеко не предел.

По состоянию на май 2013 г. китайские инвесторы вложили значительные средства в создание текстильного кластера в свободной экономической зоне «Джизак» на востоке Узбекистана, а импортные цены на узбекскую пряжу и узбекский хлопок временно снизились. Это оставляет определенный шанс для выхода отечественного производства чулочно-носочных изделий из состояния стагнации, но только в самое ближайшее время, пока новые предприятия в Узбекистане не обросли производственными и экономическими связями. Также к перспективным можно отнести сегмент изделий из синтетического волокна (в т. ч., женских колготок), производство которого в нашей стране на фоне общего спада демонстрирует небольшую тенденцию к росту.

В противном случае, производство трикотажных чулочно-носочных изделий имеет весьма умеренные перспективы. По мнению участников рынка, максимальный рост спроса в ближайшее время придётся на сегмент детских чулочно-носочных изделий. На остальном рынке конкурентной нишей большинства отечественных производителей останется продукция среднего качества по средним ценам и работа с государственным заказом (МВД, МЧС, Минобороны, УФСИН).

Дело в том, что основные фонды крупнейших предприятий в значительной степени изношены, а ряд появившихся в 2000-е гг. новых производств пока не способны насытить рынок собственной продукцией достойного качества. Определенную проблему составляет и кадровый голод. При условии готовности государства поддержать текстильную отрасль, все это ставит её будущее в зависимость от деловых качеств руководителей предприятий и их способности привлекать инвестиции.

IndexBox



Marina
Marina
+559.5
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот