Гости на своем рынке

06.11.2013

Сможет ли продукция отечественного легпрома вытеснить импортный ширпотреб.

Гости на своем рынке

Производители швейной продукции Петербурга несколько лет назад подготовили проект профильного кластера. Региональные власти отнеслись к идее благосклонно, и уже есть варианты создания такого объединения.

Однако, как говорили на недавнем экономическом форуме индустрии моды в Петербурге, сама идея кластера столкнется со множеством проблем.

Не пропасть поодиночке

- Мы разработали несколько проектов, которые предложили на рассмотрение властям, - рассказала вице-президент Союза производителей швейных изделий Валентина Миронова. - Первая идея - это создание технопарка легкой промышленности, где предприятия могли бы работать на арендованных площадях. Мы с этим предложением вышли на уровень федеральных властей, но объявленная приблизительная цена выкупа земли под этот проект оказалась слишком высокой. Есть еще один проект - создание кластера производителей одежды, обуви и кожгалантереи, кластерное соглашение в марте 2012 года подписали 43 предприятия, а также учебные заведения.

В Петербурге и Ленобласти предложили два основных варианта реализации концепции. Первый проект - в Пикалево, где закрылось несколько важных производств, и людям попросту негде работать.

- В Пикалево готовы построить технопарк для легкой промышленности на государственные деньги с мизерной арендной ставкой для резидентов, на площади 24 гектара, - рассказала Миронова, - мы уже обговорили возможные условия работы, и даже обсудили вопрос подготовки кадров для технопарка, ведь в отрасли катастрофически не хватает, например, швей. Их сейчас почти нигде не готовят, зато дизайнеров одежды, которых обучают за 10 месяцев, сейчас в избытке. Поэтому для кластера нужно готовить кадры отдельно.

Второй проект для будущего кластера - одна из промышленных зон в Петербурге, где предполагается вести застройку на собственные средства, предоставлять льготы при подключении к сетям.

- Инвесторы будут строить корпуса, потом туда въедет предприятие и постепенно может выкупить здание себе, как в ипотеку, - рассказал глава петербургского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. - Или же здания строит город, а производители потом арендуют их по доступной цене. Однако во втором случае получается что-то наподобие бизнес-инкубатора. Либо придется размещать там все предприятия легпрома на одинаковых условиях, что невозможно, ведь в городе не так много земли, а желающих будет все больше. Либо перемещать туда не всех , и тогда у ФАС возникнут вопросы о неравных условиях, о критериях отбора и так далее.

На одном из совещаний в Смольном уже обсуждали вопрос о том, что город может взять на себя подведение коммуникаций на территорию будущего кластера. Он должен быть ориентирован на предприятия современные, с минимальным потреблением энергии. Однако полностью производство не автоматизировать, и рабочие руки все равно будут нужны, тогда придется решать и вопрос строительства жилья для сотрудников этих предприятий. Для создания кластера потребуется как минимум 150-200 предприятий индустрии моды в секторе малого и среднего бизнеса. По словам Качаева, есть потенциальные территории, есть перечень инвесторов, готовых с этим работать.

Кому это нужно?

Даже при успешной реализации проекта кластера предприятиям легкой промышленности не станет сразу легче жить, так как основные проблемы останутся: сбыт, отсутствие сырья, низкие зарплаты в отрасли. По словам Мироновой, объединение недавно проводило исследования рынка одежды, и оказалось, что доля нелегального ввоза составляет примерно 50 процентов.

Более того, все, что идет контрабандой, - это не что-то редкое, а как раз те товары, которые наши производители вполне могли бы поставлять на рынок сами. Из оставшейся половины объема рынка легальный импорт составляет 27 процентов, отечественные товары - 23 процента, и эта доля продолжает снижаться. Покупательский спрос на отечественную одежду, обувь, аксессуары падает, вступление в ВТО тоже не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Нужно понимать, что по межправительственным соглашениям о режиме свободной торговли, например, Индия и Пакистан в первую очередь повезут к нам именно продукцию своей легкой промышленности.

По словам Качаева, нашим производителям одежды трудно конкурировать с хлынувшей в магазины продукцией из Азии по многим причинам, сказывается и кадровая проблема, и дороговизна энергоресурсов - в России далеко не всегда выгодно производить. Получается, что мы гости на своем собственном рынке. Сейчас подпольные цеха по пошиву одежды с "серой" зарплатой противостоят "белым" производствам, которые просто не могут много платить своим работникам. И задача города вовсе не уничтожить подпольный пошив, а создать условия, чтобы вывести его из тени и перевести в легальное русло.

Сейчас налоги от легпрома в федеральном бюджете составляют 0,1 процента, про отрасль давно уже забыли

Одной из основных идей поддержки наших производителей было обязать крупные торговые центры предоставлять 30 процентов своих площадей отечественной одежде и аксессуарам, но городские власти не вправе сказать это ретейлеру, который, например, выкупил землю под застройку. Более того, сейчас цены в торговых центрах такие, что наши производители одежды их просто не потянут.

- Мы давно пытаемся вести диалог с сетями, однако с их ценами мы сможем лишь работать в ноль, а то и в минус, - рассказала генеральный директор псковской швейной фабрики "Славянка" Елена Косенкова, - это цивилизованный рынок бутиков, надо арендовать не менее 150 квадратных метров, что нам просто не по силам.

Кто будет шить и из чего?

Нужно учесть и другой аспект - доступность сырья. В России есть единственное текстильное агентство, которое переживает нелегкие времена: у него нет достаточного объема заказов. И обеспечить этот объем можно будет только в том случае, когда малые экспериментальные цеха начнут выходить на уровень самостоятельного бизнеса. Пока же крупные производители предпочитают заказывать текстиль за рубежом, например в Китае. Что касается тканей из Юго-Восточной Азии, то там, к примеру, метр ткани стоит полдоллара. И все, что шьется там, получается дешевле.

Если покупать этот метр ткани в качестве сырья, то в Россию он приходит уже по цене в 6 долларов. Более того, к тканям за полдоллара есть множество вопросов по качеству: при их изготовлении используются формальдегидные смолы, дающие характерный запах, обычно стоящий на дешевых вещевых рынках и в дешевых магазинах с китайским товаром. И об этой проблеме никто, к сожалению, не задумывается, так как нет никаких стандартов.

- Поставщика российского текстиля найти невозможно, он как таковой почти полностью уничтожен, - говорит директор модного дома "Харлен" Лариса Ленова. - Индустрия моды требует уникальных, оригинальных и редких тканей. Европейское сырье дорогое, что сказывается на цене нашей готовой продукции. Мы, например, заказываем нужные ткани и фурнитуру из Италии.

Есть и еще одна проблема: низкие зарплаты в легкой промышленности. Эксперты сомневаются, что народ толпами пойдет работать в новый кластер. Из Пикалево, например, все, кто может, уже стараются уехать в Петербург за новой высокооплачиваемой работой.

Единственным выходом тут может стать снижение налоговой нагрузки для таких предприятий, внедряющих новую технику и технологии на производстве. Сейчас прибыль от легпрома в бюджете составляет 0,1 процента, на федеральном уровне про отрасль давно практически забыли. А как только установили единый социальный налог, несколько сотен малых предприятий отрасли закрылись сразу же или ушли в тень. Если изменить налоговую политику, то освободившиеся средства могли бы как раз пойти на повышение зарплаты, считают эксперты.

По словам Ларисы Леновой, если говорить о нашей модной индустрии, о дизайнерских вещах в сфере легкой промышленности, то основная проблема в том, что у нас никто не работает по европейской цепочке "показ - шоу-рум - оптовая закупка байерами - продажи в магазинах". И причиной тому, по ее мнению, служит полное отсутствие господдержки и неразвитость текстильной промышленности.

Ведь, кроме маркетинговых марок одежды, существуют еще и дизайнерские марки. Недавно в Петербурге зарегистрировали Fashion Syndicate St. Petersburg, куда вошли более десятка петербургских дизайнеров и модных домов. Профессионалы этой сферы сообща намерены, например, развивать институт байеров, организовывать демонстрационные и торговые пространства, так называемые шоу-румы, налаживать диалог с властью от имени модной индустрии. Они, как и специалисты швейной отрасли, считают, что вернуть себе обратно собственный рынок получится, только начав работать сообща.
Комментарии

Ирина Иванова, начальник отдела организации легкой промышленности и народных промыслов министерства промышленности и торговли РФ:

- У малого бизнеса существует проблема - это поиск готовых решений. Должны быть созданы специальные лекальные базы, базы дизайнерских разработок, которые малый бизнес может взять и использовать как готовый бизнес-проект. Сейчас в министерстве промышленности и торговли РФ создается рабочая группа совместно с банками по поддержке бизнес-проектов в области легпрома. Такие проекты входят в нишу с капиталом от 300 миллионов до одного миллиарда. В госпрограмме по развитию производства уже заложены 250 миллионов на реализацию приоритетных проектов в сфере легкой промышленности. Сейчас мы изучаем и обобщаем предложения от бизнеса, рассматриваем возможности поддержки, например, субсидирование энергозатрат или арендной ставки, хотя бы на первых этапах работы.

Андрей Магарик, главный редактор портала "Российские торговые марки":

- Кластер легкой промышленности - это объединение предприятий с, мягко говоря, средней доходностью, в отличие от автомобильного и фармацевтического кластеров. Инвесторы не будут здесь выстраиваться в очередь, так как понятно, что большой денежной отдачи здесь не увидишь. Однако легкая промышленность имеет колоссальное социальное значение, и об этом не стоит забывать.

Анна Романова,
Российская газета


Marina
Marina
+1117
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот