Три кита Китая: планета, прибыль, персонал

19.07.2011

В последнее время часто приходится слышать, что с Китаем стало сложнее работать, что у них поднимаются цены, дорожает сырье, растут зарплаты. И, мол, приходит время новых звезд в мировом обувном бизнесе (или возвращения старых). Перефразируя классиков, можно сказать, что слухи о скором упадке обувной промышленности в Китае несколько преждевременны.

Три кита Китая: планета, прибыль, персонал

Да, в 2009 году был большой провал продаж (на цифрах, приведенных ниже, это видно очень хорошо). Но уже в прошлом году Китай восстановил объем торговли, а в перспективе нас ожидают еще более головокружительные изменения, чем простое увеличение закупок. Чем сейчас живет Китай и на что он собирается жить дальше?

Внутреннее потребление

В 2010 году на внутреннем рынке Китая оборот товаров народного потребления составил 15,45 трлн. юаней (рост на 18,4 %) по отношению к предыдущему году (с учетом инфляции – 14,8 %).

Таблица 1

Главные продукты китайского импорта, 2009 год. Источник: Национальное бюро статистики КНР, Министерство торговли КНР

 Наименование

Объем, (10 000 т )

Рост к 2008 году (%)

Стоимость

($ 100 млн )

Рост к 2008 году (%)

Соя

4255

13 , 7

188

-13 , 9

Железная руда

62 778

41 , 6

501

-17 , 4

Уголь

12 583

211 , 9

106

201 , 3

Сырая нефть

20 379

13 , 9

893

-31 , 0

Очищенные нефтепродукты

3696

-5 , 4

170

-43 , 7


Сильные региональные различия начинают сглаживаться. Рост потребления свыше 18 % был отмечен на 83 % территории.

Меняется структура потребления. И городские, и сельские жители больше денег тратят на поездки, образование, развлечения, коммуникацию. В 2010 году на ювелирные украшения из золота и серебра китайцы потратили 126 млрд. юаней – на 46 % больше, чем в прошлом году. На 30 % выросли продажи машин.

Растут обороты крупных торговых компаний – в 2010 году объем продаж 3000 самых крупных ритейлеров вырос на 18,1 %.

Появляется мода на онлайн-шопинг, групповые закупки и покупки по банковским картам. Через интернет китайцы купили товаров на общую сумму 52,3 млрд. юаней, однако несмотря на быстрый рост этого канала продаж он занимает всего лишь 3,4 % от общего объема розничной торговли.

Продажи обуви и аксессуаров в январе 2011 года выросли на 33,2 % по сравнению с январем прошлого года (и в онлайне, и в обычных магазинах). В 2011 году рост продолжится.

Внешняя торговля


Согласно статистике китайской таможни, сальдо импорта и экспорта в январе 2011 года составило $ 295,1 млрд. (+46 % по отношению к январю 2010 года). На экспорт пришлось $ 150,7 млрд., на импорт – $ 144,3 млрд. При этом экспорт вырос на 38 %, а импорт – на 51 %, что ухудшило для Китая его торговый баланс.

За 10 месяцев 2010 года китайский экспорт достиг $ 1423 млрд. (+33 % к 2009 году), а импорт – $ 1253 млрд. (+40 % к 2009 году).

Таблица 2

Главные продукты китайского экспорта, 2009 год. Источник: Национальное бюро статистики КНР, Министерство торговли КНР

 Наименование

продуктов

Единица измерения

Объем

Рост к 2008 году (%)

Стоимость

($ 100 млн )

Рост к 2008 году (%)

Уголь

10 000 тонн

2240

-50 , 7

24

-54 , 7

Сталь

10 000 тонн

2460

-58 , 5

223

-64 , 9

Ткани

-

-

-

600

-8 , 4

Одежда

-

-

-

1071

-11

Обувь

-

-

-

280

-5 , 7


Российско-китайская торговля в 2010-м вернулась на докризисные рубежи. К сентябрю 2010 г. товарооборот превысил $ 40 млрд., превысив показатели всего 2008-го и получив реальную возможность восполнить потери за кризисный 2009-й. По прогнозам российского торгового представительства в Китае, можно ожидать, что объем двусторонней торговли в 2011 году составит порядка $ 67 - 70 млрд., иными словами, увеличится на 20 - 25 % от уровня 2010 года.

Феноменально быстро растет экспорт товаров легкой промышленности – как в цене, так и в количестве – более чем на 30 % с начала года. Китайские производители объясняют его восстановлением спроса на мировом рынке. А экономисты с удовлетворением фиксируют динамику роста экспорта в развивающиеся страны – Россия (+62 %), Бразилия (+50 %) и ЮАР (+43 %) – и приток иностранных инвестиций в китайскую розницу. В целом вложения иностранцев в розницу от общего числа иностранных инвестиций минимальны – меньше 1 %. Однако по факту в 2010 году было создано 310 торговых предприятий с участием иностранного капитала (на 13 % больше, чем в прошлом году). Таким образом страна получила еще $1,09 млрд.

Сами китайцы в прошлом году вложились в 2786 предприятий за границами своей страны – их инвестиции составили $ 47,6 млрд. К концу года аккумулированный оборот по всем иностранным проектам с участием китайских компаний составил $ 435,6 млрд., стоимость всех контрактов оценивается в $ 699,4 млрд. К сожалению, у нас нет точной информации о проектах обувных кластеров с китайскими инвестициями на Дальнем Востоке России. Напомним, что рядом с Уссурийском к 2009 году планировалось построить большой промышленный кластер для производителей повседневной обуви. Однако, по данным апреля 2010 года, проект так и не заработал из-за сложностей с оформлением документов на землю.

Таблица 3

Импорт-экспорт в региональном разрезе, 2009 год. Источник: Национальное бюро статистики КНР, Министерство торговли КНР. Единица измерения: $ 100 млн.

Страна или регион

Экспорт

Динамика к 2008 (%)

Импорт

Динамика к 2008 (%)

Евросоюз

2363

-19 , 4

1278

-3 , 7

США

2208

-12 , 5

774

-4 , 8

Гонконг, Китай

1662

-12 , 8

87

-32 , 6

Страны АСЕАН

1063

-7 , 0

1067

-8 , 8

Япония

979

-15 , 7

1309

-13 , 1

Корея

537

-27 , 4

1026

-8 , 5

Индия

297

-6 , 1

137

-32 , 3

Тайвань, Китай

205

-20 , 8

857

-17 , 0

Россия

175

-47 , 1

213

-10 , 7


Оптовые цены на весенне-летние коллекции обуви 2011 года

Для сравнения приводим примеры заявленных цен от крупных и мелких производителей.

Компания Xiamen Winnergroup Imp. & Exp. Co имеет возможности для отправки более 100 тыс. пар обуви ежемесячно. Продает обувь всех категорий. Минимальный заказ для детской обуви составляет 4000 пар (300 пар на одну цветомодель), для мужской и женской – минимум 3000 пар. Вся обувь поставляется на условиях FOB (Incoterms 2000). Заявленный срок доставки 30 - 35 дней.

Цена обуви варьируется: 1 - 4 доллара за пару детских туфелек, 3 - 5,5 долларов за женские босоножки, 6 - 10 долларов за каблучную обувь, 4 - 7 долларов за мужскую классическую обувь. Женская и детская обувь – синтетическая, мужская – с верхом из натуральной кожи и подошвой из полиуретана.

Есть отдельная услуга «Маленький заказ». Это означает, что можно заказать небольшую партию – минимум в 500 пар, понимая, что цена увеличится, к примеру, до 12 - 15 долларов за пару женской каблучной обуви.

В компании Jinjiang Ever Grow Shoes & Garments Trading Co с объемом поставок 5 тыс. пар в месяц и количеством работающих не больше 50 человек женские босоножки из текстиля на резиновой танкетке будут 7 долларов за пару (минимум 500 пар). Босоножки на каблуке из натуральной кожи – 8 - 10 долларов за пару, туфли из замши – 8,5 - 11 долларов – при минимальном заказе в 1000 пар. Цена на мужскую классику из натуральной кожи колеблется от 16 - 18 до 22,5 долларов за пару. Минимальный заказ – 30 пар. Срок доставки любой обуви – 30 - 40 дней.

В 2010 году компания Fuzhou Vano Imp. & Exp. Co экспортировала более 200 контейнеров обуви. Ее шили более полутора тысяч рабочих. Компания специализируется на текстильной обуви. Высокие женские кеды в закупке будут стоить 5 - 6 долларов за пару. Минимальный заказ – 5 пар. За женские ботинки outdoor из текстиля компания просит 3 - 8 долларов за пару (при минимуме в 20 пар).

По прогнозам, в 2011 году рост цен продолжится, но будет незначительным.

Ожидаемый рост благосостояния населения

На наш взгляд, гораздо важнее обратить внимание на перспективные направления развития китайского экономики Китая. По словам заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Андрея Островского, Китаю мешают три главных проблемы – народонаселения, относительной нехватки природных ресурсов и экологии. Но они все решаемые.

До 2025 года Китай будет строить свою экономику на трех базовых принципахпланета, персонал, прибыль (planet, personal, profit).

Уже в 2010 году начались инвестиции в инфраструктуру. Актуальность очевидна: Китай слишком зависим от поставщиков углеводородов.

Кроме того, превратившись в «мировую фабрику», Китай рискует стать и «глобальной свалкой отходов». Но, согласно планам, уже к 2020 году Китай планирует сократить выброс углекислого газа в атмосферу на 40 %. Миллиарды долларов сейчас вкладываются в новые способы очистки промышленных стоков. В «зеленые технологии» этой страны вкладываются General Electric ($ 15 млрд. с 2008 по 2010 год), British Petroleum и другие столпы мировой экономики. По темпам развития возобновляемых источников энергии, к примеру, ветровой энергии Китай занимает первое место в мире. В стадии строительства находится 7 ветропарков с мощностью в десятки млн кВт. Долю нетопливной энергетики в Китае планируется увеличить с 8 % в 2009 г. до 15 % в 2020 г. В том числе и за счет атомной энергетики, уже строятся 24 АЭС, запланировано – еще 36. Это лишь некоторые примеры, доказывающие, что Китай последовательно избавляется от энергической зависимости.

Таблица 4

Рост спроса на энергетические ресурсы в Китае. Источник: Центр исследования энергетических стратегий Китая

Энергоресурс

Год

2001

2009

2015

2020

Нефть, млн. тонн

227

388

490 - 520

560 - 600

Природный газ, млрд. кубометров

27,4

85

234

350


Китай вкладывается и в соц. обеспечение, и в образование, и в оздоровление нации.

К концу 2009 году 234 млн. китайцев стали участниками базовой пенсионной программы. Около 400 млн. застрахованы по городским программам страхования здоровья. 43,4 млн. человек участвуют в специальной программе страхования здоровья для мигрантов из сельской местности. 127 млн. человек застрахованы как безработные, 148 млн. – как люди с временной занятостью. 108 млн. китаянок пользуются программами материнского страхования.

К чему все эти цифры обувным компаниям?

Во-первых, для понимания: все текущие разговоры о том, что «с Китаем стало труднее работать, не пора ли перейти на что-нибудь другое» – это явление временное. Альтернативы нет – уже сейчас в мировом масштабе разрыв огромен: ежегодно в Китае отшивается больше 10 млрд пар обуви, а Индия, находящаяся на втором месте по объему производству, – лишь 800 млн пар. А с учетом нынешних вливаний в инфраструктуру можно сказать, что через несколько лет Китай добавит к своему статусу «производителя номер один» еще один штрих – производителя инновационной экологически безопасной обуви.

Во-вторых, для осознания масштаба бедствия. Потому что, что будет с производителями других стран, не только России, после того, как Китай решит проблемы с энергоресурсами и квалифицированной рабочей силой?.. И уже сейчас понятно, что делает Китай для модернизации своей экономики, и не совсем понятно, что делает Россия, кроме субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и оборудования. Для сравнения дадим только одну цифру: в этом году на программу поддержки легкой промышленности выделено 226 млн. руб. По словам представителя Минпромторга Олега Кащеева, это в 16 раз (!) больше, чем в 2007 году. Как говорится, "No comments".

С другой стороны, в словах Кащеева было вполне рациональное зерно: «Господа предприниматели, у нас в департаменте 11 человек занимаются всей российской легкой промышленностью. Где ваши бизнес-ассоциации, где союзы? Пока вы сами не объединитесь, нам трудно будет помочь вам». Логично. Если в каждом из двух союзов российских обувных компаний не больше 50 - 70 компаний, то о каком реальном инструменте влияния можно говорить?

С другой стороны, пока Китай не достроил 36 реакторов, у наших компаний еще есть возможность для диалога.

Доля различных видов обуви в китайском экспорте, 2009 год. Источник: ChinaPro

Кожаная – 11 %
Резиновая – 64 %
Текстильная – 17 %
Другая – 8 %

Доля китайских провинций в экспорте обуви, 2009 год. Источник: ChinaPro

Гуандун – 37 %
Фуцзянь – 20,6 %
Чжэцзян – 14,7 %
Другие – 27,7 %

Первые итоги введения прямой котировки «рубль – юань»

Россия и Китай перешли на прямые расчеты в июле 2009 года (до этого соотношение двух валют определялось на основе кросс-курса к доллару США). В целом опыт оказался достаточно удачным. За год (июль 2009 – июль 2010 гг.) объем внешнеторговых операций с использованием юаней составил около 75 млрд. юаней (более $ 11 млрд.). В июне 2010 г. в Китае было принято решение расширить географические рамки эксперимента, распространив его на 20 провинций страны. По данным Народного банка Китая, только за июнь – ноябрь 2010 г. объем внешнеторговых операций с расчетами в юанях достиг 340 млрд. юаней (примерно $ 50,7 млрд.). Это уже сопоставимо с годовым объемом российско-китайской торговли.

Сейчас торги в паре рубль – юань проводятся параллельно на двух площадках: Шанхайском межбанковском валютном рынке и Московской межбанковской валютной бирже. Текущий курс определился на отметке 4,61 руб. за юань.

Деловой журнал обувного рынка Shoes Report

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот