Тезисы доклада директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Михаила Клинова «О мерах государственной поддержки легкой и текстильной промышленности в Российской Федерации»

Отправной точкой начала работы над Стратегией развития легкой промышленности явилось заседание Президиума Госсовета, которое состоялось в июне 2008 года в г. Иваново. По итогам заседания Президиума Госсовета был выпущен перечень поручений Президента Российской Федерации и перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации. С этого момента начались активные действия в легкой промышленности.

Во-первых. Был увеличен размер субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями легкой промышленности на закупку сырья и материалов, техническое перевооружение. Первоначально субсидировалось ½ процентной ставки, установленной Центробанком России, затем размер субсидирования составил 2/3. Начиная с января 2009 года Минпромторг России осуществляет финансирование предприятий легкой промышленности в повышенном размере. Следует отметить, что указанное увеличение размеров субсидирования было сопровождено увеличением лимитов финансирования из федерального бюджета. В 2009 году 450 млн. рублей, в 2010 году 520 млн. рублей (в 2008 году лимит финансирования составлял 250 млн. рублей). Такое увеличение лимитов для предприятий легкой промышленности на фоне общего сокращения бюджетных ассигнований выглядит более значимым и весомым и позволило обеспечить практически все заявки в 2009 году. С учетом снижения ставки рефинансирования Центробанком России в 2010 году прогнозируем обеспечение заявок предприятий отрасли в полном объеме.

Во-вторых. В декабре 2008 года Минпромторг России, МВД России и ФТС России создали межведомственную комиссию по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией легкой промышленности (совместный приказ трех ведомств от 23.12.2008 г. № 341/1633/1170). Создание такого координирующего органа уже позволило повысить эффективность межведомственного взаимодействия, вовлечь в процесс борьбы с контрабандой и незаконным производством продукции легкой промышленности представителей бизнеса, отраслевых союзов и ассоциаций, региональных органов власти.

Самый очевидный результат – решение ФТС России о применении профилей риска или индикативных цен на продукцию легкой промышленности. Это решение повысило конкурентоспособность российских производителей обуви, что привело к повышению объемов ее производства и улучшению финансового состояния предприятий, производящих обувь. Указанный механизм можно совершенствовать путем привлечения к работе российских отраслевых экспертов, повышения открытости и гласности процесса формирования и утверждения индикативных цен.

Проект Стратегии, разработанный с участием бизнеса, отраслевых союзов, научно-исследовательских и образовательных организаций был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рассмотрен на заседании Президиума Правительства РФ 01.06.2009года. Проект в целом был одобрен и после доработки утвержден приказом Минпромторга России в сентябре 2009 года (приказ № 853 от 24.09.2009г).

Реализация Стратегии связана с ходом реализации пилотных проектов в пяти названных субъектах Российской Федерации, а также других инвестиционных проектов в легкой промышленности.

Пилотные проекты разработаны, все рассмотрены министерством, четыре из них одобрены с предложениями по доработке, усилению функциональной составляющей. Но реально работа идет только по Вологодскому проекту, части Костромского, технопарка в Ивановском проекте, причем идет далеко не так, как первоначально задумывалось. Объяснения этому есть, это опять же пресловутый мировой кризис, но сегодня с учетом стабилизации на финансовом и потребительском рынках работу над проектами надо активизировать.

Для поддержки инвесторов, государство со своей стороны, уже давно отменило взимание ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование не производимое в России, а в 2009 году отменило взимание НДС по ввозимому оборудованию аналоги которого в России не производятся. Сразу оговорюсь, не все оборудование из заявленного попало в перечень, но министерство продолжает работу по расширению перечня или организации производства такого оборудования в России. Но следует также честно сказать, что предложений от инвесторов реализующих проекты по конкретным, востребованным в проекте видам оборудования не поступало. (по крайней мере, до последних дней).

Министерство работает по вопросу предоставления дополнительных льгот инвесторам, реализующим пилотные проекты. Есть соответствующие поручения Правительства Российской Федерации на этот счет, но окончательное решение на сегодняшний день не принято.

В поддержку инвесторов, работающих в отрасли, министерство осуществляет научные разработки.

Финансирование отраслевой науки из федерального бюджета на исследования и разработки в легкой промышленности составили: в 2008г.- 16,5 млн. руб., в 2009г. – 73,7 млн. руб., в 2010г. – 226,0 млн. рублей.

Впервые приказом Минпромторга России (27.04.2010г. № 330) утвержден к реализации важнейший инновационный проект государственного значения – «Разработка и освоение производства инновационных многофункциональных текстильных материалов двойного назначения» на 2010-2012 годы, предусматривающий финансирование из федерального бюджета в объеме 640 млн. руб., с привлечением внебюджетных средств в адекватной сумме.

Целью проекта является создание промышленных технологий производства новых видов многофункциональных текстильных материалов двойного назначения из натуральных и химических волокон с заданными свойствами с использованием нанокомпозиционных препаратов.

Другие научно-исследовательские работы нацелены на получение новых видов сырья и готовой продукции, разработку современных инновационных технологий и оборудования, обеспечение интересов смежных отраслей промышленности.

Министерство промышленности и торговли РФ