Американские матрешки. Российский рынок джинсов захватили подделки
ОЛЬГА ГОРЕЛИК
Последние исследования рынка в очередной раз подтвердили: около 90% джинсов в России составляют подделки. Продукция же легальных производителей у нас продается по сильно завышенным по сравнению с европейскими странами и США ценам. И чтобы купить эти любимые народом брюки по более-менее нормальной цене, надо, как и в советское время, ехать за границу.
Недавно на российском джинсовом рынке разразился новый скандал. Было объявлено об открытии в нашей стране представительства американской компании Gap Inc – одного из самых известных мировых продавцов джинсовой одежды популярных марок высокой ценовой категории. Эксклюзивным поставщиком назвалось ООО «Гэп», которое даже открыло несколько магазинов, где одежда предлагалась по цене от 5 до 50 долларов. Массовый потребитель ликовал, получив возможность купить «настоящие американские джинсы» по таким смешным ценам. Знатоков и ценителей обуяли сомнения и подозрения, которые, скажем сразу, вскоре полностью оправдались. Вслед за ними тревогу забили конкуренты «эксклюзивного поставщика», которые твердили, что не может настоящая одежда от Gap стоить меньше 100 долларов. После этого уже сама американская компания объявила, что не открывала в России своего представительства и даже не собирается этого делать из-за низкой платежеспособности населения.
Последнее исследование агентства Symbol-Marketing показало, что сегодня объем российского рынка джинсов составляет около 100 млн. в год. В стоимостном выражении это приблизительно 2,5 млрд. долларов, ежегодный прирост – 10–15%. Однако при этом около 90% рынка приходится на поддельную продукцию. Лидер в производстве этих товаров – Турция, дающая нам 62% квазиджинсов, дальше идут Китай, страны Юго-Восточной Азии. Кстати, в регионах также пользуются спросом джинсы отечественного производства. Причиной засилья нелегальной продукции остается слишком высокая стоимость одежды от мировых лидеров. К этому добавляются, разумеется, неразборчивость и неосведомленность российского потребителя.
По ценовым критериям аналитики структурировали рынок джинсовой одежды так: дизайнерские модели высокоценовой категории (200–300 долларов), молодежные марки среднеценовой категории (50–150 долларов), молодежные недорогие модели (20–60 долларов), контрафактная продукция (10–30 долларов). «К сожалению, основная масса отечественных покупателей пока не в состоянии выложить 6–8 тыс. руб. за пару фирменных джинсов, а потому довольствуется подделками», – прокомментировала ситуацию «Новым Известиям» директор информационно-аналитического агентства «АНИТЭКС» Анна Митрофанова. Причем подделка, признают специалисты, не обязательно будет выглядеть плохо.
«Есть продукция, которая не имеет ничего общего с брендами, которые указаны на этикетке. Это джинсы низкого ценового диапазона. Их 90% на любом вещевом рынке, где одну и ту же модель из одинаковой ткани можно встретить под разными марками, как оригинального написания, так и фонетически схожего, – рассказала «НИ» руководитель проектов агентства «МаркетМастерс» Татьяна Матюхова. – Но есть модели и марки, которые аккуратно копируются по раскроенным оригиналам и воссоздаются как «родная» продукция именитого производителя. Как правило, это подделки известных марок среднего уровня или высоких брендов». Их, кстати, можно встретить не только на рынке, но и в солидных магазинах, причем ни продавец, ни даже хозяин могут не знать о том, что торгуют «левым» товаром. История с непонятного происхождения Gap это полностью подтверждает.
Джинсовая одежда отечественных компаний также не пользуется авторитетом у профессионалов. «Те фирмы, кого мы называем российскими производителями, заказывают товар на фабриках в тех же Китае и Турции», – рассказывает Татьяна Матюхова. Россияне пока даже не могут обеспечить себя необходимым сырьем. «Та же «Глория джинс» шьет из импортных тканей (в основном китайских), поскольку наши производители пока не могут предложить альтернативы, – подтверждает Анна Митрофанова. – Текстильный холдинг «Яковлевский» недавно начал выпуск джинсовых тканей, но по цене они пока не выдерживают конкуренции с китайскими».
В целом же продукция российских производителей пользуется спросом в основном у малообеспеченной молодежи, и объясняется это, по мнению экспертов, только невысокой ценой. «А вообще джинсы – «культовый» западный товар. Так что словосочетание «российские джинсы» звучит как «американские матрешки». Поэтому вряд ли наши компании-производители займут значимое место в этом специализированном сегменте», – резюмирует г-жа Матюхова.
По мнению специалистов, гарантированно купить настоящие джинсы сегмента «массмаркет» в Москве все же можно. Однако истинные ценители этой одежды настаивают на том, что лучше всего делать покупки за рубежом. Гарантий больше, к тому же обойдется это дешевле. К примеру, в США или в Италии настоящие джинсы можно приобрести и за 20–30 долларов, особенно в сезон распродаж.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩИЕ ДЖИНСЫ ОТ ПОДДЕЛКИ
В первую очередь о происхождении джинсов судят по фурнитуре – клепкам, пуговицам, на которых выбивается или название фирмы, или торговая марка. На заклепках эти названия должны быть выдавлены с обеих сторон. На «молнии» должна стоять аббревиатура YKK (а не TIT, MKK, TLF и тому подобное). Этикетка у «родных» джинсов должна выглядеть «жеваной» и «побитой», при этом ровно отстроченной по всему периметру.
Перед тем как купить джинсы, выверните их наизнанку и обратите внимание на швы. Они должны быть ровными, крепкими, аккуратно отстрочены с помощью оверлока эластичным швом-косичкой. Не должно быть ни оборванных, ни торчащих ниток. Кривые строчки – первый признак подделки.

КТО ДЛЯ НАС ШЬЕТ
Среди иностранных производителей в России представлены такие компании, как Levi’s, Lee, Colin’s, Diesel, Wrangler, Rifle, Big Star, Mustang, Guess, Westland, Tommy Hilfiger и другие. Из них к дорогому сегменту одежды принадлежат такие марки, как Big Star, Pioneer Jeans, Mustang, Levi Strauss, Gin Tonic, Pierre Cardin, Andy Jllien, Lee, Wrangler.
Отечественные джинсовые фирмы представлены такими именами, как «Глория джинс», «Джинсовая симфония», Depo, D. P. Grekoff.

Новые Известия